Государственном
музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» с 10 октября
2009 года открыта выставка «Шантилиха. Памяти русской деревни». Графика
Коринны Претро. БЛАГОУХАЮЩАЯ ГОРА |
|
В Шантилихе два колодца. Воняла сероводородом вода в
одном из них. Других источников вони в Шантилихе я не обнаружил. Зато я обнаружил другой смысл слова «вонять», «воня» в словаре старославянских слов. Там оно обозначает – благоухание. Пример: «И откуда ты припахнул воня святого духа?» Так говорит о святом князе Владимире киевский митрополит Иларион в знаменитом «Слове о Законе и Благодати». Мне больше по душе второй смысл этого слова, хотя я и не отрицаю первого. Когда на Шантилинской горе наступает весна и расцветают цветы, она издает такие благоухающие ароматы, которые не встретишь даже в раю. Итак, Шантилиха – Вонючая или Благоухающая гора. В буклете выставки «Шантилиха» написано: «Памяти псковской деревни». Как это надо понимать? |
Это не реквием, не плач по России, но это и не
торжествующая песня России и русской деревни. Это и то, и другое
одновременно. Ибо сказано в одной мудрой книге: если не упадет зерно в
землю, не возродится. Так случается с отдельным человеком, – умирая, он возрождается, – так случается с народом, если он несет в себе эту судьбу; так может случиться с человечеством, падающим в бездну греха саморазрушения. В XX веке Россия пережила свою смерть. Это нужно понимать. С этим нужно согласиться. И нужно набраться мужества и мудрости понять, что за этой смертью идет не смерть, а возрождение. Символом подобного понимания жизни и смерти для меня был и остается псковский крестьянин из деревни Кожино Сысой Логвинович, который, сидя на лавочке возле своей избы и поднимая горe указующий перст, вещал мне, уже пожившему на свете человеку: «Попомни меня, сынок, еще прежние хозяева вернутся. Попомни меня, сынок, еще люди к Богу придут». Это было в теперь уже далеком 1981 году прошлого столетия. Солдат, крестьянин, несколько раз раскулаченный и согнанный с родных мест, ограбленный и обобранный своими властями, он продолжал верить в будущее русского человека и русской земли. Поистине это был богатырь и духа, и тела, которых рожала и продолжает рожать наша земля. Старик жил один, и в свои сто пять лет держал корову, шесть овечек, огород, сам копал грядки, сам косил сено, сам носил воду, топил баню, стирал белье, готовил еду, колол дрова. Его дочь, 76-летняя Антонина, приезжала к нему только на лето. На выставке представлена малая часть из сделанного за двадцать лет нашей жизни в Шантилихе: 30 работ художницы и одна книга писателя. Для нас это была счастливая жизнь, тяжелая и легкая. Мы жили одни, на горе, в пустой деревне – мирские пустынники – в миру и вне мира. В 2006 году, весной, в апреле, в тот день, когда вышла в свет книга «Шантилиха», в пожаре, в весеннем пале, устроенном местными доброхотами, сгорела и наша изба. С печалью в сердце, но и со светлым чувством любви к деревне и горе, ставшей для нас родной, мы оставили эту землю, оставаясь на ней навсегда. Б. Сергуненков КОРИННА ГЕРМАНОВНА ПРЕТРО |
|