Подробности
ладимиро-Суздальский музей-заповедник представляет в Палатах выставку шедевров западноевропейской живописи XVIII–XIX веков из собрания Эрмитажа.
    Землей обетованной для европейских художников Италия стала еще в XVI веке. Здесь творили мастера, являвшиеся образцами для многих живописцев и скульпторов из Франции, Испании, Германии, Нидерландов. Вначале это были Рафаэль и Микеланджело. В XVII веке культурный обмен между художниками разных стран стал еще более тесным. Можно даже говорить о формировании общего направления, а затем и стиля, объединившего всю Европу. Сначала это был караваджизм, видную роль в развитии которого сыграли голландцы (Герард Ван Хонтгорст, Дирк Ван Бабурен, Генрик Тербрюгген), французы (Валантен, Николо Реньери, ранний Симон Вуэ) и другие пришельцы с севера, затем барокко, в котором столь важную роль сыграл фламандец Питер Пауль Рубенс. Тогда же начинает складываться тип художника, приехавшего в Италию издалека и оставшегося здесь на всю жизнь (французы Никола Пуссен и Клод Лоррен, испанец Хусепе де Рибера, датчанин Бернард Кейлхау).
    Естественно, что архитектура, природа, люди Италии должны были отразиться в их произведениях в той или иной форме. Одних мастеров больше привлекала величественная и таинственная античность, другие больше интересовались вечной и неизменной природой, послужившей фоном для великих событий древности, третьи фиксировали современный облик итальянских городов с их великолепными дворцами, церквами, фонтанами и статуями.
    Наконец, некоторые художники, продолжая свои национальные традиции, находили интерес в изображении жителей Италии – на улицах, в портах, на рынке, а то и просто занятых своими повседневными делами. Кое-кто рассказывал истории из жизни итальянцев с оттенком анекдотичности или шутки, другие представляли бедных людей с глубоким сочувствием и сопереживанием.
    Столь разные художественные произведения, тем не менее, находили своих поклонников и коллекционеров.
    Со второй половины XVII и особенно в XVIII веке длительные путешествия по Италии с образовательными целями (Grand Tour) стали обязательными для «английских милордов», «французских графов» и «русских князей». Иностранные путешественники, покупая в Италии произведения искусства, контактировали с соотечественниками-художниками, совершенствовавшими здесь свое мастерство или оставшимися навсегда в благодатной стране. Такое переплетение разных традиций, вкусов, интересов создавало особое направление, удовлетворявшее запросы путешественников.
    В богатых коллекциях Эрмитажа, наряду с произведениями, приобретавшимися по заказу российских государей, немало картин и скульптур из частных собраний. Люди, покупавшие эти произведения искусства, уже давно ушли из жизни вместе со своими впечатлениями и воспоминаниями, но сами шедевры, некогда привлекшие их внимание, остались грядущим поколениям.
    И современный зритель, рассматривая виды итальянских городов, идеальные ландшафты, в которых как бы остановилось время, сценки из повседневной жизни, всегда может найти в них нечто, созвучное своим вкусам. Такую возможность дарят владимирцам «Образы Италии» – 41 живописное полотно XVII–XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа.
ФГУК «Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»
600000, г. Владимир, ул. Большая Московская, 43
Тел./факс (4922) 32-70-10, 32-42-63 (экскурс.)
Тел. (4922) 32-25-15, 32-42-63 (экскурс. отд.), 42-11-84 (СМИ музея)
E-mail: smi@vsmz.elcom.ru
Сайт www.museum.vladimir.ru
      

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД