Подробности
Тверской картинной галерее ко Всемирному дню кошек приурочена выставка «Кошки в экслибрисах», экспозицию которой составили около шестидесяти экслибрисов из поступившей в галерею коллекции художника-графика, автора нескольких сотен книжных знаков Вадима Антоновича Фролова (1926–2000).

«Профессиональному» празднику всех кошек и котов посвящается!!!
(за основу этого эпиграфа взята фраза из всемирной паутины)
Для тех, кто не знает – 1 марта каждого года – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ КОШЕК!!!
И еще, оттуда же:
«Ученые говорят, что кошки столь долгое время живут рядом с человеком, что чувствуют себя равными ему. Я всегда утверждал, что кошки – это тоже люди, только маленькие. Но теперь склоняюсь к мысли, что кошки – это лучшая часть человечества...»

    Словосочетание (у нас, правда, у россиян, это одно слово) «Ex libris (экслибрис)» – означает, в переводе с латинского (на котором говорили древние римлянине, ну и римлянки, тоже) на русский, - «из книг», хотя, практически во всех языках, этот термин утвердился как официальный (латиницей ли, кириллицей, арабской ли вязью, иль греческим алфавитом писанный), и в «пересказах» не нуждается (Ex libris (экслибрис) – он и в Африке Ex libris (экслибрис)!!! – простите за банальность! Может и не надо было этого писать? Хотя многих именно этот «аргумент» убеждает! Почти аксиома).
    Ex libris (экслибрис) – относится к одному из самых древнейших видов прикладной графики, может быть, к самому древнему (прикладывался он к некоему (любому) тексту на любых носителях). Первобытный человек, похитивший с дороги камень с достаточно прозрачными рисованными указаниями (грамоты тогда еще не знали), куда ему идти, и пометивший его (как бы подтверждая право на собственность/ну…, чтоб не украли, хотя вряд ли бы это помогло!) своим прозвищем (имен тогда еще не было), создал первый в мире Ex libris (экслибрис).
    С изобретением штампов, печатей, и, наконец, техники гравюры, уникальный рисованный (кружок, крестик и т.п. фигуры) или рукописный (кружок, крестик и т. п. буквы) Ex libris (экслибрис) уступил место тиражному. Но и он чаще всего был текстовым, то есть, сообщал имя владельца.
    Лишь только в эпоху средневековья начинают получать распространение как печатные, так и рукотворные гербовые (сочетание крестиков, кружков и других геометрических и негеометрических фигур) экслибрисы (Ex libris). Хотя и текстовые не утрачивают своего места.
    И только с наступлением новейшего времени (может быть, конечно, чуть раньше) появляется сюжетный (можно даже сказать, очень содержательный) Ex libris (экслибрис). Он должен был не только указывать на принадлежность того или иного издания имяреку, но и отражать круг интересов, пристрастий и слабостей книголюба, посредством изображенного на нем. И что там только не изображалось!?! Труднее вспомнить, что именно не изображалось, чем то, что изображалось!!!
    Не секрет …, нет, лучше так, … можно сказать, … ну, хотя бы, предположить,… что многие настоящие любители книг (не литературы, отдельно от ее физического воплощения, но и не стопки переплетенной бумаги, не одухотворенной литературой) любят кошек/котов. Скорее всего. Вполне может быть. Ну,… уж точно не исключено! У них много общего… Покой, тишина, диван, уединение… Потрогать лапой/рукой обложку и страницы, потереться о корешок, иногда, даже лизнуть, обнюхать… И все для того, что бы ощутить (физически) аромат времени (бумага, кожа/или – дерматин, бумвинил, коленкор, ледерин и т.д.) и замысел автора.
    Кроме того и сами кошки/коты (о людях и не говорим) нередко становились персонажами (главными, героями) книг (предметов страсти книголюбов). Достаточно вспомнить «Кота в сапогах» - для маленьких?, кота Мурра и Бегемота – для больших?, и Чеширского – для ВСЕХ, не говоря уж о любимых в России всеми храбрых Котофеях Котофеичах и Иванычах, подозрительных Котах-воркотах и баюнах, о высокомерной и непроницательной вначале, но очень доброй глубоко внутри, мечтающей о тихом семейном счастье (как оказалось впоследствии), Тете-Кошке с котятами-племянниками и котом-дворником Василием и т.д.
    Поэтому появление кошек в качестве популярных персонажей экслибрисов (зачастую, в окружении книг, или окружающих книги) – вполне понятно и оправдано.
    Настоящую экспозицию составили около шестидесяти экслибрисов из поступившей в галерею несколько лет назад коллекции замечательного московского художника-графика, автора нескольких сотен книжных знаков, Вадима Антоновича Фролова (1926–2000).
    Созданные на протяжении почти всего ХХ века (самый ранний – 1921 года) мастерами «разных стран и народов», все они объединены «кошачьей темой».
    Эти маленькие листы демонстрируют блестящее мастерство и виртуозное владение их создателями композицией, рисунком, а также практически всеми техниками графики и гравюры, превращающее их в настоящие произведения «высокого искусства» (штамп – простите – но правда)
   И еще… «ПОЗДРАВЛЯЕМ ВСЕХ КОШАЧЬИХ (и тех, кто при них)
С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРАЗДНИКОМ»!!! УРА!!!
    Приятного просмотра!!!
Тверская областная картинная галерея
170640, г. Тверь, ул. Советская, дом 3
Тел. (4822) 34-25-61, 33-57-64, 33-17-32
Факс (4822) 34-25-61
E-mail: art@tversu.ru

 

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД