Причелина |
Макеты
Преображенской Покровской церквей |
узей-заповедник
«Кижи» представляет выставку, посвященную одному из выдающихся явлений
русской культуры на Русском Севере – плотницкому ремеслу. 30 апреля
2010 г. в 14.00 в выставочном зале музея-заповедника (г. Петрозаводск,
ул. Федосовой, 19) состоится открытие выставки
«Делать бесхитростно добрым мастерством». Цель выставки – показать особенности архитектурной практики мастеров от выбора материала до завершения строительства. На выставке представлены все этапы возведения деревянных церквей – от закладки храма до расчета с плотницкой артелью, наглядно раскрываются основные приемы древнего ремесла – от выбора пород дерева для строительства до сложнейших методов соединения частей построек. |
|
Покрытие главки Покровской церкви лемехом |
|
Практически каждый русский крестьянин владел
плотницкими навыками. Особенно славился своими искусными плотниками
Русский Север. Деревянные храмы Русского Севера, несмотря на то, что
многие из них безвозвратно утрачены, а оставшиеся требуют пристального
внимания реставраторов, до сих пор поражают нас своим величием, суровой,
сдержанной красотой. Руками безвестных мастеров создан выдающийся шедевр
народной деревянной архитектуры – Преображенская церковь Спасо-Кижского
погоста на острове Кижи. Посетители выставки познакомятся с набором плотницкого инструмента. Инструменты всегда принадлежали плотникам и были личной собственностью каждого из них. Уже в новгородское время сформировался весь плотницкий инструментарий, который не изменялся практически до XX в. Набор плотницкого инструмента состоял из 25 наименований, но основными были топор, тесло, скобель и сверло. У русского плотника не было другого такого универсального инструмента, как топор. В умелых руках он при случае мог заменить и долото, и тесло, и стамеску, и скобель, и рубанок, но топор заменить нельзя было ничем. Пила, которую знали с XII в., не использовалась мастерами вплоть до середины XIX в., поскольку она разрыхляет древесину, вода беспрепятственно проникает вглубь слоев и разрушает строительный материал. Среди основных экспонатов выставки – подлинные архитектурные детали построек, макеты храмов и домов острова Кижи, фотографии утраченных памятников деревянного зодчества. Сегодня, в XXI в. знания обо всех особенностях плотницкого искусства – от создания общей композиции постройки, до мельчайших подробностей строительной практики – являются важнейшими для сохранения этой ярчайшей культурной традиции русского народа. Посетители выставки с помощью видеофрагментов узнают о традиционных приемах обработки древесины, которые демонстрируют сотрудники Плотницкого центра музея-заповедника «Кижи»: окоркой, причерчиванием бревен, изготовлением плах, лемеха, причелин. Интерактивным элементом выставки является деревянный конструктор амбара, который смогут собрать и взрослые, и дети. Авторы выставки – С. В. Воробьёва, канд. филолог. наук, начальник отдела истории и этнографии; М. В. Кистерная, канд. техн. наук, ст. научный сотрудник отдела учета и хранения недвижимых памятников; А. Л. Ковальчук, начальник Плотницкого центра.
Пресс-служба музея-заповедника «Кижи» ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический
музей-заповедник «Кижи» |
|