Подробности

Причелина

Макеты Преображенской Покровской церквей
и колокольни Кижского погоста

  узей-заповедник «Кижи» представляет выставку, посвященную одному из выдающихся явлений русской культуры на Русском Севере – плотницкому ремеслу. 30 апреля 2010 г. в 14.00 в выставочном зале музея-заповедника (г. Петрозаводск, ул. Федосовой, 19) состоится открытие выставки «Делать бесхитростно добрым мастерством».
    Цель выставки – показать особенности архитектурной практики мастеров от выбора материала до завершения строительства.
   На выставке представлены все этапы возведения деревянных церквей – от закладки храма до расчета с плотницкой артелью, наглядно раскрываются основные приемы древнего ремесла – от выбора пород дерева для строительства до сложнейших методов соединения частей построек.

Покрытие главки Покровской церкви лемехом

    Практически каждый русский крестьянин владел плотницкими навыками. Особенно славился своими искусными плотниками Русский Север. Деревянные храмы Русского Севера, несмотря на то, что многие из них безвозвратно утрачены, а оставшиеся требуют пристального внимания реставраторов, до сих пор поражают нас своим величием, суровой, сдержанной красотой. Руками безвестных мастеров создан выдающийся шедевр народной деревянной архитектуры – Преображенская церковь Спасо-Кижского погоста на острове Кижи.
    Посетители выставки познакомятся с набором плотницкого инструмента. Инструменты всегда принадлежали плотникам и были личной собственностью каждого из них. Уже в новгородское время сформировался весь плотницкий инструментарий, который не изменялся практически до XX в. Набор плотницкого инструмента состоял из 25 наименований, но основными были топор, тесло, скобель и сверло. У русского плотника не было другого такого универсального инструмента, как топор. В умелых руках он при случае мог заменить и долото, и тесло, и стамеску, и скобель, и рубанок, но топор заменить нельзя было ничем. Пила, которую знали с XII в., не использовалась мастерами вплоть до середины XIX в., поскольку она разрыхляет древесину, вода беспрепятственно проникает вглубь слоев и разрушает строительный материал.
    Среди основных экспонатов выставки – подлинные архитектурные детали построек, макеты храмов и домов острова Кижи, фотографии утраченных памятников деревянного зодчества.
    Сегодня, в XXI в. знания обо всех особенностях плотницкого искусства – от создания общей композиции постройки, до мельчайших подробностей строительной практики – являются важнейшими для сохранения этой ярчайшей культурной традиции русского народа.
    Посетители выставки с помощью видеофрагментов узнают о традиционных приемах обработки древесины, которые демонстрируют сотрудники Плотницкого центра музея-заповедника «Кижи»: окоркой, причерчиванием бревен, изготовлением плах, лемеха, причелин.
    Интерактивным элементом выставки является деревянный конструктор амбара, который смогут собрать и взрослые, и дети.
    Авторы выставки – С. В. Воробьёва, канд. филолог. наук, начальник отдела истории и этнографии; М. В. Кистерная, канд. техн. наук, ст. научный сотрудник отдела учета и хранения недвижимых памятников; А. Л. Ковальчук, начальник Плотницкого центра.

Пресс-служба музея-заповедника «Кижи»
Тел./факс: (8142) 78-35-91
Е-mail: press@kizhi.karelia.ru

ФГУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»
185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пл. Кирова, 10а
(или Неглинская наб., 23)
Тел./факс: (8142) 78-35-91, 78-48-51, о. Кижи: 51-98-25
E-mail: museum@kizhi.karelia.ru
Сайт: www.kizhi.karelia.ru

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД