Портрет А. Массена. |
Карикатура «Игривое
дуновение, или прелесть русских горок». Франция, Париж, мастерская Genty. |
|
|
ыставка
печатной графики конца XVIII – начала XIX вв. из частного собрания (г. Москва)
«Мятежный дух эпохи Просвещения. Россия и Франция между революцией и
реставрацией» открылась 5 июня 2010 г. в музее-усадьбе «Полотняный
Завод» (Калужская обл.). Собрание печатной графики XVIII–XIX вв. (западноевропейские и русские гравюры, литографии), посвящены важнейшему периоду истории Европы и России, начинающемуся свержением французской монархии и завершающемуся ее восстановлением, в том числе, наполеоновским войнам и Отечественной войне 1812 года. Это цельный комплекс тематически связанных между собой изображений, позволяющий развернуто представить себе в лицах и событиях одну из наиболее драматических страниц европейского прошлого. Особенное значение для российского научного сообщества и любителей искусства и истории имеют листы, касающиеся франко-русских отношений указанного периода, а также собрание изображений известных российских персоналий. Все представленные на выставке листы являются подлинными оригинальными произведениями своего времени, изготовленными, в основном, либо непосредственно по ходу событий, либо на небольшой исторической дистанции, когда память о них была еще свежа. Офорт прославленного испанского художника Франсиско Гойи, изготовленный им собственноручно для сюиты «Бедствия войны», отпечатан посмертно; но при его жизни вся сюита и не издавалась, так как Гойя отправился в добровольное изгнание прочь из родной Испании и в дальнейшем только гравировал и литографировал свои шедевры, но не издавал их. Практически все его наследие, созданное в изгнании, в Бордо, было опубликовано небольшими тиражами только посмертно. В создании гравюр и литографий принимали участие многие знаменитые художники и помимо Гойи (Свебах, Карл и Орас Верне, Раффе, Герен, Девериа, Прюдон, Изабэ, Доу, Крюгер, Беннер, Верещагин и др.). А также лучшие, первоклассные граверы и литографы первой трети XIX в., такие как Райт, Бовинэ, Виль, Сандомури, Дельпеш, Вернье, Минази, Тардье, Одуэн, Дебюкур, Шарле, Куше-сын, Скьявонетти, Буше-Денуайе, Дюплесси-Берто и др. Листы отличаются разнообразием жанров: от парадных портретов и масштабных батальных сцен до редчайших ненаходимых лубков, как, например «Поверженный кумир» (лубок времен Французской революции, изображающий бюст короля Людовика XVI, сваленный на землю восставшим народом, предводительствуемым самой аллегорической Францией, задрапированной в королевскую мантию) или «Игривое дуновение, или Прелести русских горок» (отражающий комическую бытовую реальность: русские оккупационные войска в Париже в 1815 году действительно выстроили на Марсовом поле деревянные горки для катания, пришедшиеся по вкусу парижским обывателям). В техническом отношении выставочные работы отличаются разнообразием, представляя различные, в том числе смешанные, техники гравирования (резец, офорт, акватинта, ксилография и т.д.) в высококачественных образцах. Отдельные отпечатки после изготовления были профессионально раскрашены от руки минеральными красками, как это было принято в годы их создания. Они особенно ярко передают дух эпохи. Многие листы отражают важные для русской истории события, запечатленные в историко-мемуарной и художественной литературе. Как то: несчастливая для России битва под Аустерлицем; Наполеон в битве при Пройсиш-Эйлау, где в столкновении с союзными войсками ему впервые не удалось одержать победу из-за стойкости русских солдат; свидание двух императоров (Наполеона и Александра Первого) в Тильзите на плоту, установленном посреди реки Неман, закончившееся подписанием Тильзитского мирного договора; встреча в Париже победителей: Александра Первого и герцога Веллингтона. Среди них есть подлинные редкости, как, например, пробный оттиск, до надписи и подписи, гравюры акватинтой «Наполеон на поле боя Аустерлица»; цельногравированные листы с текстом «Встреча двух императоров на Немане», «Битва под Аустерлицем»; литографированный вид Триумфальной арки, воздвигнутой по случаю победы над Наполеоном (сам архитектурный памятник не сохранился); апокрифические изображения сибирских казаков, налитографированные в Лондоне в ожидании прибытия делегации из России во главе с русским императором; ранняя французская литография в лубочном стиле, изображающая мифический эпизод сражения под Можайском, когда атака французской конницы вызвала якобы такое восхищение русского генерала, что он вышел навстречу с аплодисментами, и т.д. Счастливой находкой следует считать также пробный, до подписи и надписи, оттиск «Свидание в Тильзите на плоту» с незаконченной доски (уникальное состояние, и неизвестно, существовал ли тираж), а также комплект из двух идентичных гравюр (черно-белой и раскрашенной) на тот же сюжет. К безусловно редким и курьезным листам следует отнести гравюру акватинтой, на которой изображено, как королева Пруссии Луиза, вздумавшая было, переодевшись в военную форму, принять участие в сражении, стремглав убегает вскачь от французских драгун, едва не взявших ее в плен. Особое значение имеют иконографические серии, содержащиеся в собрании. Так, особую редкость представляет пробный, до надписи и подписи, оттиск портрета Александра, изготовленный Куше-сыном (весьма изощренным мастером резца) в пандан к такому же по размеру портрету Наполеона. Оба эти отпечатка представлены на выставке. Выставка работает до 5 августа 2010 г. Историко-архитектурный и природный музей-усадьба «Полотняный Завод», филиал Калужского областного краеведческого музея 249844, Калужская область, Дзержинский район, п. Полотняный Завод, ул. Трудовая, 4а Тел. (48434) 7-43-79 |
|