На выставке
экспонируются более 100 произведений живописи, графики, а также,
мемориальные вещи, личный архив и фотографии из семейного альбома.
Впервые наряду с работами Архипова-художника, были представлены и его
воспоминания, дневники, литературные эссе, которые позволяют услышать
живой голос автора, глубже понять его творческие устремления и
переживания.
Учеба в Козловском
коммерческом училище (1907-1915), где он брал уроки рисования у
художника-педагога П.Я. Арклина, обучение в Московской школе прапорщиков
(1916), Первая мировая, гражданская войны - ощущение ужаса,
происходящего со страной и людьми, предчувствие кровавой развязки
вселенской трагедии запечатлелись в страстной мятущейся душе молодого
художника - нашли отражение в его искусстве.
Мировосприятие, осмысление
действительности, получившие некую поэтико-философскую интерпретацию в
целых сериях и рисунках 1915-1920 гг., представляют художника в
совершенно неожиданном для зрителя ракурсе — беспощадном,
обескураживающе-откровенном. Здесь нет прилизанной завуалированности,
Архипов далек от желания быть добрым, покладистым или угодным. Он резкий
и предельно откровенный в своих оценках. Лейтмотив творчества художника
этих лет — торжество смерти. Она и судья, и палач, и даже музыкант. Это
ее всепоглощающий страшный танец, удивительно динамичный, виртуозный
создает незабываемое впечатление от увиденного.
Обширные познания Архипова
в литературе, музыке и, конечно же, в искусстве, нашли благодатную почву
для творческого воплощения в многочисленных иллюстрациях — гравюрах и
рисунках.
Обращение к истокам, к традициям иконописи было в творчестве Архипова
закономерным шагом в постижении высокого духовного начала древнерусского
искусства.
Архиповым был создан целый
ряд произведений религиозного содержания, серия живописных и акварельных
работ, в которых цветовая гамма синих, сиреневато-коричневатых,
золотисто-охристых тонов покоряет своей уравновешенностью и
благородством.
Русские и ветхозаветные
святые, быт провинции с ее ярмарками и трактирами, торговыми рядами, где
реальность и вымысел образуют удивительный сплав творческого метода и
пластического языка художника.
Козлов-Мичуринск был в жизни Архипова больше, чем родиной, домом он стал
для него источником вдохновения и любви. Поэтому настоящей сюитой,
посвященной городу, стали изображения улочек, домов и усадеб, торговых
рядов и церквей. Ароматом
ушедшей эпохи пронизаны все без исключения городские пейзажи старого
Козлова. Художник увлечен передачей особого колорита провинциального
городка, в котором родился и прожил почти всю свою жизнь.
Невостребованные
современниками при жизни рисунки, гравюры и акварели до недавнего
времени оставались в многочисленных папках, ожидая своего зрителя. И
наша выставка знакомит не только с работами из коллекции краеведческого
музея и частного собрания, мы знакомимся с неизвестным художником
Сергеем Георгиевичем Архиповым.
Архипов – человек своего
времени, своей эпохи, но Архипов-художник стоит вне временных рамок. Его
искусство простирается на будущие времена, являясь одной из составляющих
русской национальной культуры.
Елена Романенко, зам. директора по научной работе
Тамбовского областного краеведческого музея
Тамбовское ОГУК «Тамбовский областной краеведческий музей»
392000, г. Тамбов, ул. Державенская, 3
Тел./ факс (4752) 72-06-55
Тел.: (4752) 72-06-69, 71-44-89
E-mail: tokm_tmb@mail.ru
|