Подробности

А. Бенуа ди Стетто. Портрет дамы в меховом манто

А. Бенуа ди Стетто. Старая Женева.1929

выставочном зале Калужского областного художественного музея 20 ноября 2010 г. открывается выставка произведений швейцарского художника Александра Зигфридовича Бенуа ди Стетто (1896–1979) «Александр Бенуа ди Стетто. Возвращение в Россию. Живопись. Графика». Эта выставка уже экспонировалась в Петербурге в Русском музее, в картинной галерее Курска, в Тульском музее изобразительных искусств. Тем самым реализуется интереснейший проект Министерства культуры России, Русского музея и Санкт-Петербургского общественного фонда содействия развитию культуры и искусства, цель которого – возвращение в круг отечественной культуры искусства одного из наиболее значительных художников русского зарубежья.

А. Бенуа ди Стетто. Автопортрет.1943

    Александр Зигфрид Бурхард Леви-Бенуа ди Стетто – таково полное имя художника – родился в Санкт-Петербурге. Он – близкий родственник знаменитых мастеров Серебряного века Александра Бенуа, Евгения Лансере, Зинаиды Серебряковой. И просто не мог не стать художником: в этом кругу, по словам Серебряковой, дети рождались уже с карандашом в руке. Ему не было еще и восемнадцати лет, как он поступил в школу Общества поощрения художеств. Его учителя – гравер В.В. Матэ, график И.Я. Билибин, живописцы А.А. Рылов и Н.К. Рерих. В 1918 году Александр Зигфридович приступает к изучению архитектуры в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (так именовалась в ту пору Академия художеств). Его наставником становится еще один его знаменитый родственник – зодчий Леонтий Николаевич Бенуа. Вместе с двоюродным братом П. Соколовым Александр Зигфридович создает футуристический проект движущегося вслед за солнцем здания. Однако реализовать этот удивительный проект не удается – в силу сугубо материальных причин.
    В 1920 году, после того, как большевики арестовывают всю семью Л.Н. Бенуа, молодой художник покидает Советскую Россию. И поселяется в Швейцарии, в Берне. Позднее, уже, будучи гражданином Швейцарии, живет некоторое время в Париже, в Берлине. Женится на датской пианистке Каме Зингер. Оформляет спектакли «Немецкого театра» – за одну из сценических работ получает Гран-при в области искусств города Берлин. Но, в конечном счете, возвращается в Швейцарию – теперь уже в Женеву.
   Казалось бы, Бенуа ди Стетто – типичный художник-космополит, живописец общеевропейского склада. Но это не так. Примечательно, что швейцарская критика, настроенная уважительно и сочувственно по отношению к искусству Бенуа ди Стетто, считала его, тем не менее, «неместным» художником. Уж очень остро, видимо, ощущалась, русская (а еще точнее – петербургская) стать его живописи.
   И выставка, открывающаяся в нашем художественном музее, в полной мере демонстрирует эту особенность искусств мастера. В экспозиции по большей части – работы, возникшие в Швейцарии, Франции, Германии, Голландии. Но все это – прекрасные образцы живописи позднего «Мира искусства». Они на петербургский лад элегантны. И на русский лад – лиричны, задушевны.
Есть тут, впрочем, и большой рисунок, созданный еще в юности – в России: «Девушка из села Нескучное». Есть и картины ностальгического строя – «Русский натюрморт», натюрморт с портретом Александра I… Александр Бенуа ди Стетто до конца жизни помнил о России, любил ее.
    Совершенно особый раздел выставки – анималистический: графические листы с изображениями самого разнообразного зверья. Тут и обезьяны, и бегемот, и лев, и ягуар. А уже в конце жизни Бенуа ди Стетто увлекся созданиям так называемых «структур» – абстрактных и полуабстрактных композиций. Это своего рода дань прошлому художника – юношескому футуризму.
    Работа выставки продлится до 12 декабря 2010 г.
ГУК «Калужский областной художественный музей»
248600, г. Калуга, ул. Ленина, 104
Тел./факс (4842) 56-36-60
Тел. (4842) 56-28-30
E-mail: artmuseum@kaluga.ru
Сайт: http://artmuseum.kaluga.ru 

 

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД