Ю.М. Игнатьев принимал участие во
многих выставках и крупных издательских проектах. Он работал с
издательствами «Художественная литература», «Детская литература»,
«Советский писатель».
В 1986 году в издательстве
«Художественная литература» вышла книга «Слово о полку Игореве» со
вступительной статьей Дмитрия Сергеевича Лихачева. <...> В семейной
библиотеке художника хранится экземпляр с дарственной надписью Дмитрия
Сергеевича: «Дорогому Юрию Михайловичу Игнатьеву – искренняя
благодарность за чудесную работу по иллюстрированию».
Особое место в жизни
художника всегда занимал Пушкин. Замечательны его работы к «Капитанской
дочке», «Пиковой даме» – они проникнуты точным знанием эпохи, в которой
живут и действуют герои, и пристрастным отношением к ней.
Главным же произведением,
можно сказать, делом жизни, Юрий Михайлович считал «Евгения Онегина».
Пушкинский роман стал первой и последней книгой в жизни художника. Ровно
40 лет разделяют два издания. <...> первое издание <...> было сразу же
замечено и стало одной из 50 лучших книг 1959-го года. <...>
Серия иллюстраций к роману
Пушкина, выполненная в смешанной технике (тушь, гуашь, акварель), была
дипломной работой молодого художника. По воспоминаниям родных, немалую
роль в рождении книги сыграл замечательный иллюстратор Николай
Васильевич Ильин. Его чудесные силуэтные работы к пушкинским
произведениям известны, пожалуй, всем. Это он счел работы Игнатьева –
тогда еще студента – грамотными, зрелыми и достойными издания.<...>
На протяжении многих лет
вызревал у художника замысел нового издания «Евгения Онегина».
<...> Для нового издания
было подготовлено 78 иллюстраций. Композиции рождались мгновенно.
Скоропись – отличительная черта этих работ. Добавим артистизм,
необыкновенную свободу и особую преданность делу. Работал Юрий
Михайлович с огромным энтузиазмом. Как у музыканта из звуков рождается
мелодия, так у художника из штрихов – образ, реальность. И читатель
становится соавтором. Казалось бы, какая условность! Широкий мазок – и
серое небо, еще один – заснеженная Нева… Иллюстрации в книге
воспроизведены в натуральную величину по отношению к оригиналам. Есть
композиции, на которых фигуры величиной в 10-12 мм. Но даже в
10-миллиметровых фигурках мы различаем одежду, видим их в движении.
Юрий Михайлович <...> уже с
готовыми иллюстрациями обращался за советом к Н.В. Кузьмину и услышал
самые добрые слова поддержки и одобрения.
Во второй половине
80-х цикл иллюстраций по заявке художника был принят Гослитиздатом. Как
и полагается, заключили договор. Прошло три года. По просьбе
Гослитиздата договор на аренду иллюстраций был продлен. Шло время. У
Юрия Михайловича начались серьезные проблемы со здоровьем – с сердцем. И
в какой-то момент он вдруг отчетливо понял, что книги, о которой так
мечтал, не увидит. Сказано это было жене с такой болью, что слова <...>
буквально обожгли душу.
После смерти мужа она поклялась издать «Евгения Онегина» к юбилею
Пушкина. Чего бы это ни стоило. Чего ей это стоило – какой энергии, сил,
средств – знают лишь очень близкие люди. Догадываются, наверное, и те,
кто по долгу службы участвовал в издании – работники типографии. А
печаталась книга в той же самой типографии «Красный пролетарий», что и
первое издание пушкинского романа в 1959-м. <...>
Мечта художника издать книгу свершилась. В день рождения поэта, его
200-летие, новое издание экспонировалось на выставке в музее на Мойке.
Было и признание.
Организационный комитет XII Московской международной книжной ярмарки
назвал книгу одним из лучших изданий к 200-летию А.С. Пушкина. Ее
заметили не только в России, но и в Германии, куда она попала на книжную
ярмарку во Франкурте-на-Майне; и в Китае: иллюстрация из нового издания
уже опубликована в книге известного китайского филолога, художника Гао
Мана «Тропа к Святогорску». <...>
Юрий Михайлович Игнатьев –
художник, явно почитающий идеи «Мира искусства», стремящийся войти в
русло и образную ткань, присущую «мирискуссникам». Образы уже первого
издания очень лиричны, музыкальны. Художник рвется к цвету, он ищет
колорит. В книге есть очень привлекательные, близкие сердцу мотивы.
Поиски, эксперименты молодого автора интересны и достойны похвалы. <...>
Художник учился, подражал, прислушивался к лучшим графикам.
Прислушивался к Пушкину, «напитывался» им.
Иллюстрации ко второму
изданию музыкальны, пронизаны светом и воздухом. Ярче, чем в первой
книге, обозначен образ Петербурга. Эрмитаж, Летний сад, театр…
Появляется особый стиль, цветность, пространственность, легкость –
изящный классический образ пушкинского Петербурга. Художник уловил это.
И в этом его большая удача и заслуга. <...>
Е.Н. Севастьянова. «Евгений Онегин»:
графические комментарии к роману /
Михайловская пушкиниана, вып. 41.
Сельцо Михайловское – Псков. 2006. С. 74–79.
На выставке представлены иллюстрации Ю.М. Игнатьева к произведениям А.С. Пушкина
«Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Пиковая дама» из
фондов Пушкинского заповедника. Работы выполнены в технике акварель;
тушь; тушь, акварель; тушь, белила; тушь, акварель, белила. Отдельные
работы любезно предоставлены хранителем наследия Ю.М. Игнатьева И.З. Игнатьевой.
Выставка приурочена к 80-летию со дня
рождения художника.
Выставка продлится до 20 февраля 2011 года.
ФГУК «Государственный мемориальный историко-литературный и
природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»
181370, Псковская обл., Пушкиногорский р-н, сельцо Михайловское
Тел./факс (81146) 2-23-21 (заказ экскурсий), 2-13-73, 2-25-60
Тел.: (81146) 2-26-09 (заказ экскурсий):, 2-17-62
E-mail: pgmuseum@ellink.ru
Сайт:
http://pushkin.ellink.ru
|