алужский
областной краеведческий музей 9 марта 2011 г. в мемориальном доме Г.С.
Батенькова открывает выставку печатной графики конца XVIII – начала. XIX
вв. «Мятежный дух эпохи Просвещения. Россия и Франция между
революцией и реставрацией» из частного собрания (г. Москва).
Собрание печатной графики XVIII–XIX вв. (западноевропейские и
русские гравюры, литографии), посвящены важнейшему периоду истории
Европы и России, начинающемуся свержением французской монархии и
завершающемуся ее восстановлением, в том числе, наполеоновским войнам и
Отечественной войне 1812 года. Это цельный комплекс тематически
связанных между собой изображений, позволяющий развернуто представить
себе в лицах и событиях одну из наиболее драматических страниц
европейского прошлого. Особенное значение для российского научного
сообщества и любителей искусства и истории имеют листы, касающиеся
франко-русских отношений указанного периода, а также собрание
изображений известных российских персоналий.
Все представленные на выставке листы являются оригинальными
подлинными произведениями своего времени, изготовленными, в основном,
либо непосредственно по ходу событий, либо на небольшой исторической
дистанции, когда память о них была еще свежа. Офорт прославленного
испанского художника Франсиско Гойи, изготовленный им собственноручно
для сюиты «Бедствия войны», отпечатан посмертно; но при его жизни вся
сюита и не издавалась, так как Гойя отправился в добровольное изгнание
прочь из родной Испании и в дальнейшем только гравировал и
литографировал свои шедевры, но не издавал их. Практически все его
наследие, созданное в изгнании, в Бордо, было опубликовано небольшими
тиражами только посмертно.
В создании гравюр и литографий принимали участие многие
знаменитые художники и помимо Гойи (Свебах, Карл и Орас Верне, Раффе,
Герен, Девериа, Прюдон, Изабэ, Доу, Крюгер, Беннер, Верещагин и др.). А
также лучшие, первоклассные граверы и литографы первой трети XIX в.,
такие как Райт, Бовинэ, Виль, Сандомури, Дельпеш, Вернье, Минази, Тардье,
Одуэн, Дебюкур, Шарле, Куше-сын, Скьявонетти, Буше-Денуайе,
Дюплесси-Берто и др.
Листы отличаются разнообразием жанров: от парадных портретов
и масштабных батальных сцен до редчайших ненаходимых лубков, как,
например «Поверженный кумир» (лубок времен Французской революции,
изображающий бюст короля Людовика XVI, сваленный на землю восставшим
народом, предводительствуемым самой аллегорической Францией,
задрапированной в королевскую мантию) или «Игривое дуновение, или
Прелести русских горок» (отражающий комическую бытовую реальность:
русские оккупационные войска в Париже в 1815 году действительно
выстроили на Марсовом поле деревянные горки для катания, пришедшиеся по
вкусу парижским обывателям).
В техническом отношении выставочные работы отличаются
разнообразием, представляя различные, в том числе смешанные, техники
гравирования (резец, офорт, акватинта, ксилография и т.д.) в
высококачественных образцах. Отдельные отпечатки после изготовления были
профессионально раскрашены от руки минеральными красками, как это было
принято в годы их создания. Они особенно ярко передают дух эпохи.
Многие листы отражают важные для русской истории события,
запечатленные в историко-мемуарной и художественной литературе. Как то:
несчастливая для России битва под Аустерлицем; Наполеон в битве при
Пройсиш-Эйлау, где в столкновении с союзными войсками ему впервые не
удалось одержать победу из-за стойкости русских солдат; свидание двух
императоров (Наполеона и Александра Первого) в Тильзите на плоту,
установленном посреди реки Неман, закончившееся подписанием Тильзитского
мирного договора; встреча в Париже победителей: Александра Первого и
герцога Веллингтона. Среди них есть подлинные редкости, как, например,
пробный оттиск, до надписи и подписи, гравюры акватинтой «Наполеон на
поле боя Аустерлица»; цельногравированные листы с текстом «Встреча двух
императоров на Немане», «Битва под Аустерлицем»; литографированный вид
Триумфальной арки, воздвигнутой по случаю победы над Наполеоном (сам
архитектурный памятник не сохранился); апокрифические изображения
сибирских казаков, налитографированные в Лондоне в ожидании прибытия
делегации из России во главе с русским императором; ранняя французская
литография в лубочном стиле, изображающая мифический эпизод сражения под
Можайском, когда атака французской конницы вызвала якобы такое
восхищение русского генерала, что он вышел навстречу с аплодисментами, и
т.д. Счастливой находкой следует считать также пробный, до подписи и
надписи, оттиск «Свидание в Тильзите на плоту» с незаконченной доски
(уникальное состояние, и неизвестно, существовал ли тираж), а также
комплект из двух идентичных гравюр (черно-белой и раскрашенной) на тот
же сюжет. К безусловно редким и курьезным листам следует отнести гравюру
акватинтой, на которой изображено, как королева Пруссии Луиза,
вздумавшая было, переодевшись в военную форму, принять участие в
сражении, стремглав убегает вскачь от французских драгун, едва не
взявших ее в плен.
Особое значение имеют иконографические серии, содержащиеся в
собрании. Так, особую редкость представляет пробный, до надписи и
подписи, оттиск портрета Александра, изготовленный Куше-сыном (весьма
изощренным мастером резца) в пандан к такому же по размеру портрету
Наполеона. Оба эти отпечатка представлены на выставке.
Выставка работает с 9 марта до конца 2011 г. в Мемориальном
доме Г.С. Батенькова по адресу: г. Калуга, ул.
Суворова, 42.
Телефон для справок: (4842) 54-96-74.
ГУК «Калужский областной краеведческий музей»
248600, г. Калуга, ул. Пушкина, 14 (усадьба П.М. Золотарева)
Тел./факс (4842) 72-16-18
Тел. (4842) 72-16-32, 72-16-19, 74-40-07 (экскурс.)
E-mail: kokm@mail.ru
Сайт: www.kokm.ru
|