Подробности
г. Торжок (Тверская обл.) во Всероссийском историко-этнографическом музее работает обновленная выставка «История под вашими ногами», рассказывающая о находках и открытиях 2010 года.
    Наверное, большинству читателей жизнь музея представляется вялотекущим процессом по сдуванию пыли времен с предметов минувших эпох. Это отчасти верно. Однако под сводами музейных хранилищ кипит незаметная, но интересная работа, в результате которой из небытия возникают зыбкие очертания далекого прошлого нашей земли и нередко происходят интересные открытия и находки, с некоторыми из них мы и хотим познакомить всех, кому небезынтересна история Торжка и Новоторжской земли.
    На обновленной выставке «История под вашими ногами» (г. Торжок, Пл. 9 января, 2) вы можете увидеть два донца глиняных сосудов XII в. с клеймами, изображающими знаки Рюриковичей – личные знаки князей, представителей правившего на Руси княжеского рода. (Его основателем считается скандинав Рюрик, откуда и название его потомков). Оба фрагмента сосуда были найдены во время археологических исследований на Левобережье Торжка. Наличие личного знака князя на гончарном изделии свидетельствует о том, что изготовлено оно было в княжеской мастерской или гончаром из княжеской артели. Княжеские знаки, нанесенные на донца сосудов из Торжка, до сих пор не были известны, поэтому их находку с полным правом можно считать открытием, а их дальнейшее изучение поведает немало нового о месте и роли Торжка в истории Древней Руси.
    Еще один доселе неизвестный знак кого-то из Рюриковичей изображен на свинцовой пломбе XII в., также найденной на Левобережье Торжка. Такие пломбы происходят из города Дрогичин (территория современной Украины), и ее находка в нашем городе красноречиво свидетельствует о широких связях новоторжских купцов.
    Другим свидетельством торговых контактов новоторов является фрагмент горшка с процарапанными на нем рунами – графическими знаками, использовавшимися германскими народами (шведами, датчанами, норвежцами, исландцами) с I по XII вв.  Довольно часто руны использовались как магические символы в ритуальных целях. Находки керамики с германскими рунами на территории Древней Руси – явление довольно редкое. Как и откуда попал этот «рунический» горшок в Торжок, пока неизвестно, но сам факт наличия его в обиходе у древних новоторов в высшей степени интересен.
    Интересные открытия и находки были сделаны в ходе ремонтно-реставрационных работ в комплексе городской усадьбы на ул. Луначарского, д. 3, а также в здании Гостиницы Пожарских.
    В ходе архивных изысканий, проведенных профессором Государственной Академии славянской культуры А.М. Салимовым, было установлено, что комплекс городской усадьбы на ул. Луначарского начал складываться в конце 1770-х гг. (после пожара Торжка 1767 г.), а ее владельцами обывательская книга Торжка 1796 г. называет купцов Сергея и Егора Яковлевичей Елизаровых. По всей видимости, один из них – Сергей Яковлевич – был строителем одной из частей главного усадебного дома. История смены владельцев усадьбы напоминает детективную историю, и говорить об этом надо отдельно. С исторической запиской А.М. Салимова об истории усадьбы можно познакомиться в научном архиве ВИЭМ. Так, еще один памятник архитектуры Торжка обрел свое историческое лицо.
    Среди разнообразных находок, сделанных на территории этой усадьбы, стоит отметить так называемый «счетный» жетон. На его лицевой стороне – изображение французского короля Людовика XVI (1774–1793), на обратной стороне изображен лев и читаются надписи CHRISTIAN и REICH. Такие жетоны изготавливались в XVIII в. в Германии (чаще всего в Нюрнберге) и копировали золотые французские монеты. Использовались жетоны либо в азартных играх, либо при обмене валюты. Его находка на территории усадьбы характеризует владельцев не только как предприимчивых негоциантов, торговавших с Западной Европой, но и как азартных, увлекающихся людей (что свойственно и современным новоторжским бизнесменам).
    Во время реставрационных работ на Гостинице Пожарских, был выявлен весьма интересный комплекс предметов, отражающий гостиничный быт середины – конца XIX в. Особенно важно отметить находку немалого количества печных изразцов 70–80 гг. XVIII в., а также выявление внутри современного реконструируемого здания фрагментов фун-дамента постройки II пол. – конца XVIII в. Всё это полностью подтверждает факт сущест-вования на месте современной гостиницы, построенной Дарьей Пожарской в 40-х годах XIX столетия, более раннего здания, в котором останавливался А.С. Пушкин. (См. об этом книгу Салимова А.М. и Салимовой М.А. «В поисках пушкинской гостиницы»). Хочется верить, что изразцы, фрагменты которых найдены на территории гостиницы, помнят прикосновение рук великого поэта. В настоящее время коллекция находок из гостиницы Пожарских находится на обработке в фондах ВИЭМ, после чего новоторы и гости нашего города смогут познакомиться с ней на отдельной выставке.
    Наравне с изучением материальной культуры прошлого, таким же важным направлением работы музея является изучение, сохранение и популяризация духовного наследия наших предков. С этой целью в июле 2010 г. отделом этнографии ВИЭМ совместно с кафедрой этнографии и антропологии исторического факультета Санкт-Петербургского Госуниверситета была проведена очередная ежегодная фольклорно-этнографическая экспедиция на территориях Никольского, Большевишенского, Тверецкого сельских поселений Торжокского района, а также Выдропужского сельского поселения Спировского района. В ходе экспедиции были записаны интересные предания, легенды, былички и бывальщины, донесшие до нас причудливую картину мироощущения наших предков. Объясняя появление кого-либо объекта ландшафта (бугра, горы, кургана, родника) или происхождение название населенного пункта, эти фольклорные тексты зачастую оказываются уникальным историческим источником. В Бараньей Горе, Арпачево, Никольском, Таложне, Смердове, Тавруеве, Кузовково, Упрышкине, Тверецком, Раменье и Никола-Боре были записаны предания о прохождении в районе этих населенных пунктов войск хана Батыя и о битве (или битвах) с ними. Так, например, по мнению местных жителей, село Арпачево получило свое название от монгольского слова «арпачи», что значит «назад». Объясняется это тем, что, после боя с русскими дружинами у Бараньей (Браньей) Горы, монголы решили не идти на Новгород, а повернуть назад в степи. Проезжая мимо Арпачева, они радостно кричали «арпачи, арпачи!»,
т.е. «назад, назад!».
    Согласно другой версии предания, монголы ехали на голодных лошадях, и те, увидев поле овса, заржали, а монголы закричали «арпач, арпач», что по-монгольски значит «овес». Населенные пункты, в которых были записаны предания о монголах, располагаются довольно компактной группой к северо-западу от Торжка. Поскольку за пределами этой группы аналогичные предания не зафиксированы, то можно предположить, что в границах территории, на которой находятся эти села и деревни, действительно происходило сражение (или сражения) отрядов хана Батыя с остатками русских дружин, отступавших из разоренного Торжка, которое не упоминается ни в одном источнике.
    Материалы экспедиции 2010 г. частично будут опубликованы в 4-м номере Новоторжского сборника (готовится к печати). Пользуясь случаем благодарим за содействие в организации и проведении экспедиции Администрацию Торжокского района (З.В. Кирмасову), главу Рудниковского СП Антипову Галину Викторовну, а также глав Никольского и Тверецкого сельских поселений, отдельное спасибо хочется сказать заведующей Таложенским Домом культуры Галине Анатольевне Охломенко, несколько лет подряд оказывавшей экспедиции ВИЭМ неоценимую помощь.
    Разумеется, в небольшой статье мы не смогли рассказать обо всех находках и открытиях, сделанных музеем в 2010 г. (Так, например, музею была передана уникальная коллекция минералов, на протяжении многих лет, собиравшихся кандидатом геологоминералогических наук профессором ТГТУ А.С. Тарантовым по всей России, которая сейчас готовится к экспонированию).
    В общем, приходите в музей – будет интересно!

В.В. Кузнецов, зам. директора ВИЭМ

ФГУК «Всероссийский историко-этнографический музей»
172002, Тверская обл., г. Торжок, ул. Бакунина, д. 6
Тел./факс (48251) 5-25-43, 5-58-37
Тел. (48251) 5-56-77
E-mail: viemusei@pochta.ru 
Сайт http://viemusei.ru/

 

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД