Подробности
рамках пятого международного фестиваля профессиональной и любительской фотографии «Балтийская биеннале фотографии» в Калининградской художественной галерее 15 апреля 2011 г. в 16.00 открывается несколько выставок . Среди них фотовыставки «Свидание с Землей» Юрия Батурина, «Польша: личность и время» Кшиштофа Гералтовского (Варшава, Польша) и ретроспектива фотографий Александра Слюсарева.
    Выставка фотографий Юрия Батурина – космонавта-испытателя, заместителя командира Отряда подготовки космонавтов по научно-испытательной и исследовательской работе Российского государственного центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина будет демонстрироваться в Калининграде впервые. Она станет частью экспозиции традиционной Балтийской биеннале профессиональной и любительской фотографии «Фотомания» и одним из значительных событий культурно-образовательного проекта «Сквозь притяжение Земли», посвященного Году космонавтики в России.
    Юрий Батурин – не только летчик-космонавт России, совершивший два полета в космос, награжденный орденом Мужества и удостоенный звания Героя России. Его личность не может не вызывать восхищения многогранностью профессиональных, творческих интересов и возможностей: полковник запаса, доктор юридических наук, автор более сотни научных трудов по космонавтике, физике, кибернетике, политологии и праву, лауреат престижных премий в журналистике и юриспруденции, он проявил себя и как талантливый представитель космического фотоискусства.
    Премьера фотовыставки «Короткое свидание с Землей», которая стала итогом первого полета Юрия Батурина на Орбитальную космическую станцию «Мир», состоялась в 1998 году в столичном Политехническом музее. Затем она с большим успехом экспонировалась с Санкт-Петербурге и других городах России, а также в Испании, Армении, Турции, Черногории и других странах. Во время полета космонавт писал дневник, а немногое свободное время проводил у иллюминатора с фотокамерой. Космические фотографии Батурина не похожи на географические карты, и Земля на них не напоминает школьный глобус. Это не конкретные континенты, а впечатления, мысли и чувства человека, отважного исследователя и талантливого фотохудожника, ощутившего бесконечную глубину и величие космоса и открывшего красоту нашей Земли – его крохотной частицы.
    Выставка будет работать до 5 июня 2011 г.

    Польский фотограф Кшиштоф Гералтовский – признанный портретист. В его коллекции – более сотни тысяч фотопортретов его современников, которые часто экспонируются на выставках, многие приобретены в частные собрания. С 70-х годов до 1995-го он работал с чёрно-белой пленкой, а позднее, когда в Польше появилась соответствующая технологическая база, начал экспериментировать с цветом. В рамках фестиваля «Балтийская биеннале фотографии» на площади около четырехсот квадратных метров будет демонстрироваться 7 крупноформатных цветных фотографий 150×180 см, 60 цветных портретов размером 78×90 см и 72 черно-белых портрета, в том числе 44 – из Портфолио, в котором собраны изображения выдающихся людей мировой культуры – актеров, писателей, художников кино и театральных режиссеров и музыкантов. Есть только три политика – Иоанн Павел II, Лех Валенса и Тадеуш Мазовецки. И они не менее знамениты.
    Кшиштоф Гералтовский: «Идея создать Портфолио из моих черно-белых портретов, сделанных в 1969-1995 годах, привнесла разнообразие в привычную рутину ежедневной работы и в мою увлеченность цветом, которая в последние 15 лет доминировала в моем сознании при работе с фотографией. Некоторые из ранних портретов до сих пор живы в моей коллекции искусства. Они путешествовали по всей Европе, а недавно я их пересмотрел. Вот так появился новый взгляд на созданное ранее.
     Восхищение новыми технологиями привело меня к большей компьютеризации в работе над картинами, использование цифровых возможностей позволило добиться эффекта более точного копирования. Компьютер снабдил меня миниатюрной «рукой эльфа», так что я смог вмешиваться в мельчайшие детали фотоработы, а разнообразие приемов открыло возможность получения сертифицированных, свободных от кислоты продуктов – что и обеспечило портфолио необходимую творческую завершенность.
Манипулируя «электронной ручкой», я захотел многое изменить, но в то же время хотел сохранить саму природу фотографий, имея в виду, что картины должны производить впечатление на зрителей и открывать им мои мысли и чувства. Главная идея Портфолио – показать миру мой фоторассказ о прекрасных польских личностях, которых я имел честь повстречать».
    Работы Кшиштофа Гералтовского представлены на многочисленных выставках в престижных музеях и художественных галереях Европы, изданы дюжины книг и альбомов. Его произведения в составе многих коллекций и отзывы о них сделали многие известные историки искусства, критики и писатели. Один из них, писатель Ришард Капушчински, однажды написал о нем так: «Он выдающийся портретист выдающихся польских личностей. Один из немногих в Польше и в мире, кто настолько посвятил себя искусству портрета с такими результатами. Человек – его исключительная страсть. Человек не в связи с остальными, но сам по себе, со своим внутренним миром интересен и важен. Личность на портрете, как бы «выключенная» таким образом, заполняет собой всю картину».
    Выставка будет работать до 11 мая 2011 г.

    Признанный классик советской фотографии, член Союза фотохудожников России Александр Александрович Слюсарев родился 9 октября 1944 года в Москве, умер 23 апреля 2010 года. По образованию он – профессиональный переводчик. Фотографирует с 1959 года.
    Произведения Александра Слюсарева хранятся в ГМИИ им. А.С.Пушкина, Московском музее современного искусства, Московском доме фотографии, в коллекции Союза фотохудожников России, Музее современного искусства в Нью-Йорке, Музее фотоискусства в Одензее (Дания), Центре гуманитарных исследований Гарри Рансома (Университет штата Техас, США), Музее фотохудожников Латвии в Риге, Музее изобразительных искусств штата Нью-Мехико в Санта-Фе (США), Музее литовской фотографии в Шауляе.
     На снимках Александра Слюсарева зритель видит мир обычных, неприметных, тысячи раз виденных предметов: посуду на подоконнике, кофейник на столе, отражающееся в лужице небо. В чем же тайна их привлекательности? Несомненно, в техническом совершенстве исполнения. Автор видит и мастерски передает нюансы и контрасты черного и белого, прорисовку нежнейших фактур, контраст линейной остроты и фактурной мягкости. А ключ к пониманию смысловой нагрузки этих снимков лежит, по мнению доктора искусствоведения Александра Раппапорта, в особенностях точной передачи времени, которое у Слюсарева дано в сложной и редкой форме единства монументального и моментального. Контраст этих временных форм придает самым заурядным фрагментам предметного мира значительность. Он неожиданно становится интимен, демократичен, прост или фундаментален.
Снимок делается мгновенно, а рассматривать его можно бесконечно долго, отыскивая все новые и новые подробности, ускользнувшие от беглого взгляда. Далекое прошлое с помощью фотоискусства становится близким. История получает зримый образ. Когда снимки имеют ясный событийный сюжет, они становятся иллюстрацией и свидетельством. Когда такого ясного сюжета нет – свидетельством независимой судьбы предметного мира, окружающего нас. В отличие от репортажных снимков, мир вещей, как правило, не включен в какой-либо процесс деятельности. В этой статичности он обретает собственную судьбу.
     «В снимках Слюсарева можно видеть расширение жанра натюрморта, – пишет Александр Раппапорт в одной из своих статей. – Вещь в них, как и в натюрморте, оказывается символическим предметом. С тою, однако, разницей, что смысл этого символа остается неясен. И это не «забытый» смысл старинных натюрмортов, и не коммерческий смысл натюрмортов рекламных, а еще не открывшийся нам смысл реального жизненного окружения. Неясность его нетрудно объяснить. Она – прямое следствие исторической динамики и функционализма нашего времени. Создавая вещи-орудия, вещи-функции, современное общество «упускает из виду» ту сторону бытия этих вещей, которая не лежит во времени их исторического появления и функционирования. Вот эту-то сторону «видит» объектив художника. Работы Слюсарева дали возможность особенно остро почувствовать эту сторону жизни предметного мира. Однако вещи, запечатленные фотокамерой, остаются «изображениями» предметных ситуаций, так и не открывая пути к проектному преобразованию предметной среды. Как будто именно вне функционального и проектного отношения вещи обретают свою символически и человечески содержательную жизнь. В чем же секрет этого парадокса? Я думаю, что секрет в символической невыявленности значений предметных ситуаций, которые открываются фотографии, в их своего рода «безымянности» или «немоте». Слюсарев любит снимать отражения в воде. Символический смысл этого приема очевиден: вода как средство отражения и удвоения видимого образа мира – метафора и самой фотографии, и вообще – искусства. Сама по себе вода в кадре – случайна. Но зеркальное отражение мира в ней отражает строгую симметрию мира и сознания.  Судьба предметного мира, неотделимая от судьбы создающего ее и живущего в ней человека, может отразиться в случайном: в воде, бликах и тенях, в кофейнике, спичечном коробке, каплях на оконном стекле, во всем, на что упал внимательный взгляд художника с магической камерой в руках».
    Выставка будет работать до 19 июня 2011 г.

     Информация предоставлена Ириной Климович,
сотрудником пресс-службы КХГ
Тел. (4012) 58 18 23

Калининградский областной музей «Художественная галерея»
236006, г. Калининград, ул. Московский пр., 60–62
Тел./факс (4012) 46-71-66
Е-mail: artgallery.inform@gazinter.net
Сайт www.artgallery-klgd.ru

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД