тарейшему
музею Подмосковья – Егорьевскому историко-художественному музею –
в этом году исполняется 100 лет. Старейший музей Подмосковья был открыт в 1911 г. по инициативе и на средства егорьевского текстильного фабриканта М.Н. Бардыгина. В 1915 г. музей под названием «Частное собрание Русской старины» был подарен городу, но продолжал финансироваться основателем. |
|
Благодаря дружному содействию всех взрослых членов семьи Бардыгиных
развитие музея шло непрерывным и все усиливающимся потоком. Его
устроители считали создание ценного бытового и археологического музея
делом общегосударственным и вместе с тем возвышающим Егорьевск в
культурном отношении. Пополнялся музей за счет закупок в антикварных
магазинах, в частных коллекциях, в результате ежегодных поездок его
первого директора А.А. Виталя по России. Богато были представлены
старинные головные уборы, одежды, резное и расписное дерево, медная и
железная посуда, иконы, фарфор, стекло. Предполагалось построить для размещения коллекций здание в стиле древней русской архитектуры. Заказ исполнил архитектор А.В. Щусев. В проекте музей представлял многоэтажную круглую башню с бойницами, которую увенчивала конная статуя Георгия Победоносца (покровителя Егорьевска). Но осуществить строительство не удалось – помешали Первая Мировая война и революция. В первые годы советской власти у города не было средств и подготовленных кадров, чтобы сохранить коллекции. Многие экспонаты были расхищены, испорчены от неправильного хранения, переданы в центральные музеи страны. Музей был перепрофилирован на краеведческий. Большая часть художественных коллекций хранилась в неприспособленных запасниках. Жизнь Егорьевского музея после Великой Отечественной войны была связана с личностью Эстер Яковлевны Равиной, ставшей директором музея в 1945 г. Биолог по образованию, она с удовольствием занималась комплектованием отдела природы. Естественнонаучная коллекция становится одной из самых значительных среди подмосковных музеев. С 1985 г. на посту директора музея Э.Я. Равину сменила Наталия Николаевна Артемова, а в 1992 г. краеведческий музей был преобразован в историко-художественный. Новый этап в жизни музея начался в 1989 г., когда в его распоряжение был передан полуразрушенный особняк купцов Никитиных (памятник архитектуры XIX в.) в центре города. В советское время в нем размещались различные государственные учреждения, магазины, склады. До передачи музею дом пустовал 12 лет и представлял удручающее зрелище: в кровле зияли дыры, влага пропитала стены и перекрытия, потолок провис, не было отопления, коммуникаций. Почти неразрешимой проблемой стал поиск подрядчика. Мощный строительный трест отказался от этой работы. Главным исполнителем заказа стал небольшой кооператив «Гамма». Кроме здания, которое приходилось поднимать из руин, нужно было подготовить коллекции к экспонированию. Свыше тысячи предметов было отреставрировано в лучших мастерских, многое – на безвозмездной основе. Из небытия были возвращены лучшие образцы самых известных художественных центров России XVIII – XIX вв. (художественный металл Урала, Сибири, Павлова-на-Оке, керамика Гжели, Ростовская финифть, Холмогорская резная кость и др.), редкая коллекция провинциальной жанровой живописи и «нравоучительных» картин. Художественный отдел Егорьевского историко-художественного музея был открыт 25 сентября 1999 г. Для создания художественного проекта экспозиции был приглашен самый неординарный музейный дизайнер – профессор Международной академии архитектуры, лауреат Государственной премии Евгений Абрамович Розенблюм. Он предпочел свой любимый стиль «русский модерн», использовав для орнаментации стен приемы местного гуслицкого письма, чтобы горожане, переступая порог музея, на генетическом уровне ощущали свое родство с этим домом. Решение экспозиции подчеркивает жизнеутверждающую идею музея, опрокидывающую представление о нем, как о пыльном хранилище старых забытых вещей. Для каждого зала были разработаны вариации на тему гуслицкого орнамента, принята своя цветовая гамма при решении драпировок. Парадная лестница изобилует орнаментами и готовит посетителя к встрече с прекрасным национальным искусством. В экспозиции, расположенной в анфиладе залов, применено чередование двух основных цветов – травяного и малинового, что позволяет разнообразить восприятие коллекции и «снять визуальную усталость» у посетителя. Диковинные экспонаты: сосуды-шутихи, масленки-обманки, замочки с секретами и иные предметы, вышедшие из употребления и удивляющие своим назначением (мухоловка, копоушка, гребни с зашифрованными признаниями, чернильница-календарь, блохоловка и др.), – помогают разрядить атмосферу и снизить высокое напряжение от общения с подлинниками весёлой шуткой и забавами. При создании экспозиции применен коллекционный метод показа. Таким музей задумывали в начале ХХ в. его создатели. Предметы декоративно-прикладного искусства России XVIII – начала ХХ вв. органично вписываются в праздничное убранство музея, а витрины в форме кристалла, разработанные по специальному проекту, подчеркивают драгоценность экспонатов, заключенных в них. В последние годы созданный Е.А. Розенблюмом яркий самобытный музейный образ получил дальнейшее развитие благодаря внедрению новых технологий. Путь к «живому музею» позволили проложить проекты, осуществленные на гранты Благотворительного фонда В. Потанина в рамках конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Светоакустическая экспозиция «Феерия света» заговорила с посетителями нежным хрустальным звоном, реагируя на их движение. Особая программа дает возможность гостям включиться в игру-викторину со световыми подсказками, стать режиссерами захватывающего зрелища, когда тысячи разноцветных брызг рассыпаются по залу, отражаясь в гранях хрустальных кубков и бокалов. «Феерия света» была признана лучшим реализованным проектом конкурса 2007 г. и самым привлекательным проектом на портале Rambler.ru. В последнем, завершающем анфиладу зале реализован проект «Четвертое измерение». Представьте себе, что, уходя из музея, вы любуетесь своим отражением в мерцающем флере старинного зеркала. Но вдруг ощущаете, что в зеркальном поле оживает время, отражавшееся в нем когда-то. Перед вами возникают картины из жизни XVII-XIX вв., при этом только что увиденные в экспозиции предметы погружаются в присущую им среду бытования. В «зазеркалье» не только демонстрируется назначение вещей, но и воссоздается нематериальное наследие (обряды, звучание архаичных музыкальных инструментов, язык веера и мушек и т.д.). И это не все. Герои коротких сюжетов вступают в контакт с посетителем, предлагая ему совершить те или иные действия. В результате любопытные смельчаки могут быть «облиты» шампанским при попытке напиться из кубка «Пан или пал», «обрызганы» невестиной водицей из ковша бойкой свахи, напуганы страшной маской при гадании в деревенской избе или стать участниками других розыгрышей. Проект «Четвертое измерение» был особо отмечен экспертами конкурса «Европейский музей года 2010». Егорьевский музей ведет активную выставочную работу, сотрудничая с крупнейшими музеями страны: местному сообществу были представлены предметы из коллекций Государственной Третьяковской галереи, Российской Академии художеств, Петербургской Академии наук и искусств, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства и других. В последние годы музей превратился в центр культурной жизни Егорьевска. В его работе используются разнообразные формы: спектакли, интеллектуальные игры, фольклорные представления, совместные просветительные проекты со СМИ. Настоящим чудом новой истории музея стало издание фолианта «Егорьевские диковины. Сокровища, редкости, курьезы и прочие замечательные вещи из коллекции М.Н. Бардыгина, ныне собрания Егорьевского историко-художественного музея». 400-страничная книга-альбом увидела свет в 2009 г. благодаря победе музея в конкурсе «Первая публикация» Издательской программы «Интерроса» и Благотворительного фонда В. Потанина. К работе над книгой, помимо сотрудников Егорьевского музея, были привлечены специалисты ГИМ, ГТГ. Роскошное издание, напечатанное в Италии, ввело коллекции Егорьевского музея в культурное пространство России, повысило общественный интерес к Егорьевскому музею как части культурного наследия России. Экземпляры альбома были переданы в крупнейшие библиотеки и музеи страны. В 2009 г. «Егорьевские диковины» были представлены на международных книжных ярмарках во Франкфурте и Лондоне. В 2010 г. Егорьевский историко-художественный музей вошел в число тридцати лучших музеев Европы, став номинантом на премию «Европейский музей года-2010». Музею был вручен диплом за высокое общественное качество музейной деятельности. В сентябре 2010 г. проект Егорьевского музея «Возвращение музея» был награжден дипломом музейного конкурса Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский» «За вклад в дело сохранения исторического наследия России и памяти о ее героях, высокую духовную и гражданскую позицию». В декабре 2010 г. коллектив Егорьевского историко-художественного музея был удостоен Премии Губернатора Московской области «За достижения в области культуры и искусства». Впереди у музея новые замыслы и проекты, направленные на то, чтобы достучаться до сердец всех посетителей, в том числе и тех, кто, возможно, пока равнодушен к художественному наследию своих предков. Наталия Артемова, директор Егорьевского Егорьевский историко-художественный музей |
|