осударственный
музей К.А. Федина (г. Саратов) уже второй раз принимает участие в
Международной акции «Ночь музеев». В этом году она прошла под
знаком маскарада, карнавала. Вниманию многочисленных посетителей были
представлены театрализованные экскурсии «На карнавале, в полумаске…»
по экспозиции «Дом русской литературы XX века». Принято считать, что маскарад как веселое праздничное действо был завезен в Россию из Европы Петром Первым. Первоначально маскарады носили политический характер, но со временем превратились в яркие массовые красочные представления, гуляния – в среде простого народа, а в высших кругах – утонченные хорошо организованные балы-маскарады, непременным атрибутом которых была маска. В ней можно было вполне оставаться неузнанным, интригуя собеседников смелой и вольной манерой поведения. Некоторые использовали эту особенность для сведения счетов со своими недругами. Подтверждение этому можно найти в драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад», театрализованная сцена из которого была разыграна сотрудниками музея К.А. Федина О.В. Вечкиной и И.С. Колпаковым в первом зале музея, посвященном XIX веку. В следующем зале экскурсовод рассказывал об особой эстетике карнавальных явлений в период Серебряного века, когда элементы карнавализации активно претворяются в жизнь, становятся неотъемлемой частью быта. Все должно было быть изысканно, красиво, и в то же время достаточно свободно и раскованно. Своеобразным примером театрализации жизни являлось петербургское кафе «Бродячая собака». Экскурсоводы М.В. Григорьева и Е.А. Зуйкина рассказали о том, как карнавальные мотивы входят в творчество писателей Серебряного века, вспомнив знаменитый роман А. Белого «Петербург», где герой появляется в костюме домино на улицах города. В начале XX в. эстетика маскарада, балагана была творчески переосмыслена и стала центральной для многих художников, писателей, поэтов, композиторов, режиссеров. Эта тема врывается в поэмы и стихотворения А.Ахматовой и В.Брюсова; ему отдает дань В.Набоков. В пьесах и стихах А. Блока возрождаются образы мистиков, Коломбины, Арлекина, Пьеро и др. Это был уже совсем другой балаган – по-прежнему пестрый и яркий, но философский и изысканный, ставший отражением трагической эпохи. Театрализованная сцена из пьесы А. Блока «Балаганчик» была показана студентами 4 курса театрального факультета Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Юрием Землянским и Анной Арзямовой (художественный руководитель курса – нар. арт. РФ Р.И. Белякова) В третьем зале, который отражает эпоху 1920-х годов, была показана своеобразная трансформация карнавального движения в России в демонстрации и торжественные парады. Существовало даже такое явление, как политкарнавалы. Карнавализация праздничных демонстраций была призвана убедить советских граждан в высочайших достижениях партии и народа. И далее, двигаясь от конкретных реалий быта, раскрывала блестящую перспективу, уносящую к мечте, к светлому будущему, всечеловеческим идеалам всемирного Братства, Равенства, Счастья. Праздничные действа создаются для того, чтобы укоренить в сознании советского человека веру в осуществление, причем в ближайшем будущем главных ценностей коммунизма. Фрагменты хроники советских парадов, массовых демонстраций были показаны на экране. Какой же настоящий карнавал без интриги, розыгрыша, тайны, а порой и настоящей мистики! В следующем зале вниманию гостей была представлена театрализованная сцена из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Открылось пятое измерение в 4-м зале экспозиции. Кот Бегемот (блестяще сыгранный Е.А. Панфиловой, научным сотрудником музея К.А. Федина) играл с Воландом в шахматы и приглашал посетителей на бал. В пятом зале, где находится театральный уголок начала XX века, вниманию посетителей был представлен фрагмент из оперы Жоржа Бизе «Ловцы жемчуга» в исполнении Алексея Бабешкова и Светланы Полевой, студентов III курса кафедры симфонического дирижирования и оперной подготовки Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова. Огромное количество гостей, посетивших театрализованную экскурсию и оставивших свои отзывы, свидетельствует о том, что музей нашел интересное, нестандартное решение для проведения этой акции. «Ночь музеев» на усадьбе Программа праздничных мероприятий в «Ночь музеев»
на усадьбе Государственного музея К.А. Федина была как никогда
разнообразна и рассчитана на самого требовательного посетителя. |
|