Палатах Владимиро-Суздальского музея-заповедника 5 июля 2011 г. в 13.00
открывается выставка «Хотя самовластцем быти…», посвященная
900-летнему юбилею владимирского князя Андрея Боголюбского.
Впервые и всего два дня – 5 и 6 июля – будет экспонироваться
один из шедевров Лувра наплечник «Воскресение
Христово».
5 и 6 июля в Палатах будет проходить международная научная
конференция «Хвалам достойный». Открытие 5 июля в 10.00.
Андрей Боголюбский – одна из важнейших политических
фигур средневековья. Владимирскому князю Северо-Восточная Русь обязана
политическим возвышением, территориальным ростом, церковным авторитетом.
При Боголюбском город Владимир превратился в новый государственный и
религиозный центр - в противовес прежней столице Древнерусского
государства Киеву. Андрей Боголюбский стремился взять в свои руки
исторические судьбы всей Руси. Название выставки взято из летописных
текстов. Став после смерти Юрия Долгорукого правителем
Ростово-Суздальской земли, князь Андрей изгнал соперников – братьев,
племянников, боярскую знать, «хотя самовластец быти всей Суздальской
земли».
Владимирский «самовластец» положил начало авторитарной
политике владимиро-суздальских, а затем московских князей, трудами
которых была собрана распавшаяся на уделы Русь и создана могущественная
Российская держава. По словам доктора исторических наук Н.Н.Воронина,
«важнейшей заслугой Боголюбского было то, что он верно оценил грядущую
роль и значение своего Владимирского княжества как великорусского центра
Древней Руси и смело порвал со священной землёй Поднепровья,
историческая роль которой была сыграна. Стольный Владимир был реальным
преемником объединяющей роли Киева; Москва воспринимала эту традицию от
Владимира».
Годом рождения Андрея Боголюбского принято считать
1111-й год - по упоминанию в книге В.Н. Татищева «История государства
Российского», что в момент гибели ему было 63 года (правда, эта версия
не единственная). Отцом его был Юрий Долгорукий, матерью – дочь
половецкого князя Аепы Осеневича. Отсюда – характерные черты его лица,
воссозданные в 1941 г. антропологом М.М. Герасимовым по костям черепа.
Современные исследования специалистов по судебной медицине, не
подтверждающие реконструкцию Герасимова, не достаточно убедительны.
Скульптурным портретом князя – воина и победителя, под триумфальной
аркой Золотых ворот - и открывается выставка. Здесь же, в заглавной
композиции, помещены главные реликвии Владимирского княжества –
Владимирская и Боголюбская иконы Божией Матери (в копиях).
Деятельность Андрея Боголюбского для нас, жителей
Владимирского края, ярче всего отразилась именно в белокаменной
архитектуре. Золотые ворота, Успенский собор, фрагменты княжеского замка
в Боголюбове, церковь Покрова на Нерли – живые свидетели и современники
нашего державного земляка. Подлинные резные камни от этих зданий, а
также гипсовые слепки рельефов представлены на выставке. «Владимир –
великокняжеская столица» - так называется один из разделов выставки. В
витрине - древние предметы убранства «Богородицы Златоверхой»: купольный
крест, поливные плитки, панельная мозаика, кусочки витражного стекла,
спекшийся комок кровельного свинца. В другой витрине – предметы
материальной культуры столичного Владимира: кресты-энколпионы,
кресты-тельники, книжные застежки, писала, ожерелья, уникальная
археологическая находка – подвеска в виде петушка. «Город камен именем
Боголюбый» также показан элементами убранства княжеского дворца. Среди
экспонатов выставки – кожаные туфли XII в., в том числе – детские. Это
также редчайшие для Владимира археологические находки. Впервые за многие
годы на выставке представлены парные плиты с резными барсами,
обнаруженные в 1858 г. вблизи церкви Покрова на Нерли.
«Самовластие» Андрея Боголюбского привело его в 1174 году к
трагической гибели в результате политического заговора. 2 (15) октября
1701 году были обретены в Успенском соборе мощи Андрея Боголюбского, и
князь был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Убиению
князя и его памяти на выставке посвящен специальный раздел. По заказу
музея для выставки мстерским художником А.Г. Грачевым
написана икона, где князь Андрей изображен в полный рост, что является
редким для его иконографии. Эта икона поставлена рядом со скульптурным
бюстом князя в заглавной композиции. На выставке представлено и
несколько старых икон с изображением Андрея Боголюбского перед Божией
Матерью. Еще одна новая икона (мстерского художника Д.В. Молодкина)
отражает именно момент моления князя перед иконой Богородицы - в шатре,
когда она явилась Андрею на месте будущего города Боголюбова.
Завершается выставка небольшим разделом, посвященным
продолжению в Московском государстве традиций Владимирского
«самовластия».
Покойся. Спи. Твои
соборы
Сияют миру навсегда.
И в красоте родных
просторов
Есть доля твоего труда.
(Н.Н. Воронин)Татьяна Тимофеева, Заслуженный
работник культуры РФ,
зав. архитектурным сектором музея-заповедника, автор выставки
Во Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике впервые и всего два дня (5-6 июля) будет
экспонироваться один из шедевров Лувра наплечник «Воскресение Христово».
Несколько лет я изучаю неизвестные страницы истории так называемых
наплечников Андрея Боголюбского, один из которых сейчас является
украшением Лувра, другой - Германского национального музея в Нюрнберге.
А в начале прошлого века оба наплечника являлись российским
культурно-историческим достоянием! Распутывать почти детективную историю
этих уникальных экспонатов мне помогают коллеги из разных музеев.
Коллега из Музеев Лувра Жанник Дюран – организатор и куратор выставки
«Святая Русь», которая с огромным успехом прошла в 2010 г. в Париже –
предложил устроить в нашем музее мини-выставку двух наплечников. Было бы
очень символично, если бы во Владимире через века вновь смогли бы
встретиться эти два артефакта! Пусть совсем ненадолго, но они вернулись
бы на Владимиро-Суздальскую землю, с которой долгое время была связана
их история! К сожалению, руководство Германского национального музея в
Нюрнберге отказалось привезти свой раритет. А наплечник из Лувра после
77 летней разлуки на два дня вернётся в музей, экспонатом которого он
был в прошлом веке. Давайте познакомимся поближе с этими шедеврами
ювелирного искусства.
Наплечниками, нарамниками или армиллами называют две
массивные медные позолоченные накладки с эмалевыми изображениями на
евангельские сюжеты: «Распятие» и «Воскресение Христово». Зарубежные
специалисты считают, что их изготовили маасские (лотарингские) ювелиры
около 1170 - 1180 гг. Полагают, что пластины являлись армиллами –
парадными наплечными браслетами, регалиями германских королей или
императоров Священной римской империи, может быть самого Фридриха
Барбароссы! В исторической литературе их также принято связывать с
именем Андрея Боголюбского. Судьба этих уникальных экспонатов тесно
связана с историей Владимиро-Суздальской Руси.
Пластина с композицией «Воскресение Христово» хранилась в
ризнице Успенского собора г. Владимира (упоминается в описи 1693 г.).
Местные краеведы обратили внимание на раритет в середине XIX в. - В.И.
Доброхотов упоминает ее в своем сочинении "Памятники древности во
Владимире Кляземском". В 1890 г. "финифтяный княжеский нарамник" был
представлен на археологической выставке в Москве. В 1906 г.
«наплечник великокняжеского кафтана, украшенный лиможской эмалью» был
главным экспонатом выставки в новом здании Владимирского музея. Потом он
вернулся в ризницу собора. С 1919 г. примерно до 1933 г. этот шедевр был
экспонатом Владимирского музея. Затем уникальным экспонатом нашего музея
заинтересовались в столице! В архивах сохранилась переписка между
руководством Оружейной палаты Московского Кремля и Владимирского музея о
передаче по просьбе москвичей наплечника в Москву, датируемая октябрем
1932 года. Во Владимир даже направили сотрудника Оружейной палаты для
получения этого памятника по доверенности. Передача, кажется, не
состоялась. Но недолго уникальный экспонат оставался во Владимире!
Вероятно, в 1933 г. с целью получения валюты раритет был продан за
границу. По сведениям французских коллег, уже в октябре 1934 г. армилла
с изображением Воскресения была куплена Обществом друзей Лувра у
известного парижского антиквара Н. Бримо и подарена музею. Так наплечник
из Владимира стал украшением известнейшего музея мира!
Любопытна история и второго наплечника. Пластина с
композицией «Распятие Христа» была найдена в 60-е годы XIX в. известным
русским археологом, историком искусства Г.Д. Филимоновым в одном из
монастырей Владимирской губернии. Он не указал название монастыря, из
которого происходит эта замечательная находка. Но есть сведения, что
наплечник с Распятием был "приобретен в одном из Переславских
монастырей". Почему Филимонов скрыл место находки? Вероятно, обнаружение
второго наплечника в Переславле Залесском не очень согласовывалось с
теорией Филимонова о принадлежности их Андрею Боголюбскому. Видимо, не
зная, как объяснить появление одного наплечника в Переславле, городе
который не ассоциируется с именем князя Андрея, Филимонов о месте его
находки сказал неопределенно. Примечательно, что только в публикации
Георгия Дмитриевича говорится о том, что наплечник из Успенского собора
сначала был при мощах князя Андрея, а потом попал в ризницу. У других
авторов об этой легенде ни слова.
Пластина с Распятием с успехом экспонировалась в 1867 г. на Всемирной
выставке в Париже, где комиссаром русского отдела истории труда был Г.Д.
Филимонов. После выставки она, вероятно, хранилась в его частной
коллекции. После смерти Филимонова в 1898 г. накладка оказалась в
частном собрании художника М.П. Боткина. В 1919 г. коллекцию Боткина
национализировали и частично передали в Эрмитаж (среди них наш наплечник
не значится), частично распродали.
В то время за границу с целью получения валюты были проданы многие
шедевры культуры! Второй наплечник в 1930-е гг. тоже оказался за
границей. Долгое время он находился в частном собрании барона фон Гирша.
В июне 1978 г. на аукционе Сотбис в Лондоне эмалевую пластину с
Распятием приобрел Германский национальный музей в Нюрнберге.
Когда и как армиллы попали в Россию доподлинно не известно.
Вероятно, их древнейшая история так и останется тайной - до сих пор не
удается разгадать загадки наплечников. Однако увидеть своими глазами
один из них – шедевр из Лувра – можно 5-6 июля во Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике (ул. Большая Московская, 58, Палаты, 2 этаж). Не
упустите редкую возможность!
Мария Родина, Кандидат исторических наук, заместитель генерального
директора по научной работе
ФГУК «Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник»
600000, г. Владимир, ул. Большая Московская, 43
Тел./факс (4922) 32-70-10, 32-42-63 (экскурс.)
Тел. (4922) 32-25-15, 32-42-63 (экскурс. отд.), 42-11-84 (СМИ музея)
E-mail: smi@vsmz.elcom.ru
Сайт
www.museum.vladimir.ru |