Ставропольском
государственном музее-заповеднике им. Г.Н. Прозрителева
и Г.К. Праве проводится семейная экскурсия для
детей младшего школьного возраста и их родителей «Сказки из
бабушкиного сундучка». Практически у всех людей с детством связаны самые теплые воспоминания. Это пора интересных мультфильмов, красочных детских книжек с занимательными рассказами, стишками, поучительными сказками, запечатлевшими быт, нравы, характеры людей. Если подбирать однокоренные слова к слову «сказка», то раскрывается ее основной смысл: сказка – сказывать – рассказывать. Сказка – это самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, рассказ о чем-то увлекательном, интересном. Сказки повествуют о событиях, которые в обычной жизни кажутся невероятными и фантастичными. Казалось бы, они не могут произойти в настоящей жизни. |
|
Тогда зачем детям нужны сказки? Как считают
исследователи, сказки учат человека быть справедливым, добрым, учат
достойно противостоять злу, наказывать хитрецов и льстецов.
Фантастичность служит более яркому выражению ситуаций, происходящих в
реальной жизни. Поэтому, обращаясь к сказкам, можно легко и быстро
донести информацию до ребенка. При проведении детской экскурсии важно обращаться к фольклору. Ребята внимательно слушают рассказ экскурсовода о том, как жили на Северном Кавказе славяне-переселенцы в конце XIX – начале XX вв., рассматривают предметы быта, исчезнувшие из современной городской повседневной жизни и встречающиеся в основном лишь в селах и станицах. Вместе с экскурсоводом ребята вспоминают сказки, в которых упоминаются предметы, которыми пользовались славяне-переселенцы. Например, когда речь идет о жилище славян хате-мазанке, все вспоминают, в каких домах жили сказочные герои в сказках: «Три поросенка», «Теремок», «Лиса и заяц». При упоминании сундука ребята вспоминают сказку «Василиса Прекрасная» или «Морозко». Если упоминается печка, то первое, что называют ребята, – «Гуси-лебеди» и «По щучьему веленью, по моему хотению». После прослушивания экскурсии дети осматривают зал в поисках потерявшегося «емелиного» ведра, стоящего в комплексе «Деревянные изделия». Когда его найдут, все подходят к экскурсоводу, в руках которого «волшебный сундучок». Из него дети достают загадки, отгадками к которым являются предметы, упомянутые в ходе экскурсии. Ребята в игровой форме закрепляют новые знания. Затем начинается игра «испорченный телефон». Обычно родители присоединяются к детям, получается дружная семейная игра. Все участники выстраиваются в линейку и по цепочке передают названный экскурсоводом предмет, например, «коромысло», «хата», «ухват». Основная задача – «не потерять» услышанное слово, правильно его назвать на другом конце цепочки. Иногда ребята получают задание нарисовать запомнившийся предмет, присутствующий в экспозиции. Интересно наблюдать за творческим процессом, как дети подбирают нужный цвет, пытаются нарисовать определенную форму предмета, сделать его узнаваемым. Так весело и занимательно проходит время «Сказок из бабушкиного сундучка». В завершение ребятам и их родителям предлагают посмотреть мультфильм «Крылатый, мохнатый да масляный», где хорошо показан русский быт, где можно увидеть, как, к примеру, готовится пища в русской печи либо как пользоваться ухватом. Дети сопоставляют то, что они увидели в нашем музее, о чем узнали из экскурсии и что увидели в мультипликационном фильме. Это семейное музейное мероприятие пользуется успехом. После познавательной экскурсии, загадок, игр, просмотра мультфильма дети получают на память картинки-раскраски с сюжетами из русских народных сказок. Теплякова Наталья, мл. научный сотрудник Ставропольский государственный историко-культурный и
природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К.
Праве |
|