Б. Я. Воробьёв
(справа) с В. А. Ватагиным |
|
Дарвиновском
музее 11 октября 2011 г. в 16:00
состоится вернисаж выставки «Люди, львы, орлы и куропатки…»,
которая расскажет о художнике Борисе Яковлевиче Воробьеве и разных
гранях его творчества. Будет представлена анималистическая скульптура,
скульптурные иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя
и А.П. Чехова, рисунки и фотографии из архива
семьи художника. В экспозицию войдут работы Бориса Воробьева из фондов Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII в.», Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно» и Государственного Дарвиновского музея. |
|
«Свою творческую задачу я вижу в том, чтобы мои
«фарфоровые звери» показывали людям красоту живой природы, заставляли их
услышать голос этой природы и полюбить ее». Эти слова принадлежат
Борису Яковлевичу Воробьеву — художнику, работы которого очень хорошо
известны даже тем, кто никогда не слышал его имени. В середине XX века
«фарфоровые звери» поселились во многих домах, уютно устроились на
полках книжных шкафов и буфетов, на телевизорах и этажерках. Они были
очень популярны, их с удовольствием покупали, дарили, собирали. Только,
к сожалению, имя автора оставалось неизвестным широкой публике: его не
было принято указывать на заводских изделиях. Прежде чем найти свое истинное призвание, Борис Воробьев сменил множество профессий: был помощником каменщика, школьным учителем, воздушным гимнастом в цирке, учился в строительном техникуме. В 1932 году он поступил в Московский архитектурно-строительный институт, но в 1936 году Борис Воробьев оставляет его и переезжает в Ленинград, чтобы поступить в Академию художеств и стать скульптором. Он вспоминал, как еще в детстве попались ему на глаза ватагинские иллюстрации к «Маугли», и как уже тогда появилось у него желание самому изображать животных. Много лет спустя Воробьев называл Василия Алексеевича Ватагина своим духовным отцом. На протяжении многих лет художников связывали сотрудничество и искренние дружеские отношения. В 1946 году, заканчивая академию, Воробьев представил к защите в качестве дипломной работы скульптуру «Волчица в капкане», вырезанную из дерева. Это было смелым шагом – нарушение академических традиций вызвало бурные споры из-за анималистической темы и «неакадемического материала» работы выпускника. Однако большинство членов дипломной комиссии оказалось на стороне Воробьева и высоко оценило его работу. Галерея созданных Воробьевым портретов животных огромна: собаки разных пород, медведи и бегемоты, рысь и куница, лось и дикий кот, выдра и олени, орангутан и черные пантеры, волк, песец, ягуар, целая «площадка молодняка»: львята, тигрята, оленята, медвежата… Этот перечень можно продолжать и продолжать. Причем для каждого из своих героев художник нашел выразительный образ, сумел подчеркнуть свойственные именно этому зверю эмоции, пластику, повадки. Но Воробьев был не только анималистом, в 1950-е годы на ЛФЗ он создал серию великолепных скульптурных иллюстраций к произведениям Н.В. Гоголя и А.П. Чехова. Диапазон творчества художника необычайно широк. Он виртуозно работал не только с фарфором, но и деревом, бронзой, стеклом. Если одни его работы украшают интерьеры небольших квартир, то другие можно разместить только в просторных музейных залах, а отлитый в бронзе «Лось», установленный на одной из площадей Мончегорска, стал символом этого города. На выставке «Люди, львы, орлы и куропатки…» в Дарвиновском музее вы сможете ближе познакомиться с творчеством этого замечательного художника и скульптора. Выставка будет открыта вплоть до 2012 года. ГУК «Государственный Дарвиновский музей г. Москвы» 117292, г. Москва, ул. Вавилова, 57 Тел.: (499) 783-22-53 (автоответчик), 132-02-02, 134-61-24 (экскурсбюро) Факс: (499)783-22-54 E-mail: darwin@museum.ru |
|