Подробности
Калининградской художественной галерее 19 октября в 16.00 открывается выставка «Буслы» («Аисты»). В экспозиции представлены предметы этнографии (старинная одежда, утварь) и иконы из собрания государственного историко-культурного учреждения «Гомельский дворцово-парковый ансамбль».
    Птица аист, в белорусском языке – «бусел», «бацян», «буська» широко представлен в белорусской мифологии. Согласно легенде, это человек, получивший от Бога задание выбросить в преисподнюю мешок с собранными в нем гадами, но ослушавшийся его из-за любопытства. Он развязал торбу и нечаянно выпустил всю нечисть на волю. В наказание Бог обратил его в аиста, у которого от стыда за совершенный поступок покраснели нос и ноги. Так и ходит он по лугам и болотам, собирает лягушек и змей, селится поближе к жилью. У него человеческие пальцы и душа, он понимает язык, на котором общаются люди, молится Богу и плачет горькими слезами.
    Существуют и другие варианты легенды. По одним из них – это семейная пара – муж и жена, по другим – русалка, по третьим – сын, проклятый и превращённый в аиста отцом, иногда это дочки, а еще буслы – это ангелы. Имена аиста – Иван, Юрий-Григорий, Никита. Это имена святых воинов, связанных с огнем и побеждающих змей и драконов. Еще одно имя – Михаил – связывает аиста с архангелом Михаилом, главным змееборцем в народной белорусской традиции.
     Аист – священная птица, связующее звено между небом и землей, распорядитель и хранитель урожая, небесного огня и других небесных стихий. Важное место эта птица занимает в обрядах и приметах, связанных с земледельческим циклом. Так, праздник Благовещения считался днем прилета аистов, в честь которых пекли ритуальное печенье – «галёпы». Во время рождественских колядований в некоторых районах Гомельщины среди группы колядовщиков почетное место отводилось ряженому аистом.
    Многогранность представления образа птицы-аиста в народной мифологии и легла в основу выставки «Буслы». Основными экспонатами выставки стали предметы этнографии: рушники, народные костюмы, предметы быта. Немаловажное место занимают иконы, выполненные в народной традиции и ставшие неотъемлемой частью народной культуры. Этнографические комплексы, дополненные фольклорными текстами, позволяют реконструировать легенду об аисте, календарные и семейные обряды, расшифровать символику древних знаков орнаментики рушников и других предметов ткачества и вышивки, показать многообразие птичьих образов в народной культуре.
    Гомельский дворцово-парковый ансамбль, представивший эти экспонаты калининградцам, – один из старейших и наиболее авторитетных музеев Республики Беларусь. В его собрании – более трехсот тысяч предметов. Наиболее интересны – археологическая, этнографическая и нумизматическая коллекции, собрание рукописных и старопечатных книг, культовых предметов.
Основу музейной коллекции народного ткачества составляют рушники, женские и мужские рубахи, андараки, скатерти. Формирование её происходило во время этнографических экспедиций по Гомельской области, особенностью которой, в сравнении с другими историко-этнографическими регионами Беларуси, является разнообразие технических приемов и богатство орнаментов, основанных на местной фактуре.
    Выставка продлится с 19 октября по 18 декабря 2011 г.

Ирина Климович, пресс-служба КХГ
Тел. (4012) 58 18 23

Калининградский областной музей «Художественная галерея»
236006, г. Калининград, ул. Московский пр., 60-62
Тел./факс (4012) 46-71-66
Е-mail: artgallery.inform@gazinter.net
Сайт www.artgallery-klgd.ru

 

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД