выставочном зале отдела истории края (семинарский корпус) Ярославского музея-заповедника 16 декабря 2011 г. в 16.00 открывается выставка старинных кукол, а также новогодних открыток и елочных игрушек XIX – начала ХХ веков. На выставке – экспонаты из из коллекций Музея уникальных кукол (г. Москва), Ярославского музея-заповедника и частной коллекции Надежды Манеровой (г. Тутаев). В экспозиции представлено более 70 старинных кукол из Англии, Франции, Германии, Японии и России середины XIX – начала ХХ веков, а также разнообразные предметы кукольного быта из коллекции Музея уникальных кукол. Этот частный московский музей, фонды которого насчитывают сегодня около шести тысяч экспонатов, был создан в 1996 году коллекционером и театральным художником Юлией Вишневской на основе ее личной коллекции. | |
Фарфоровые куклы были одними из самых популярных XIX
– начала ХХ вв., они и составляют основу выставки в Ярославском
музее-заповеднике. На самом деле из фарфора (чаще всего бисквитного,
т.е. матового, неглазурованного) делали лишь кукольные головки,
дополненные стеклянными глазами и паричками из настоящих волос или
мохера. Кукольное тело изготавливали из папье-маше и дерева, а также из
композитной массы. Эта технология изготовления применялась
производителями различных стран, в том числе Германии, Франции и России.
То, что называется «кукольностью», более всего характерно именно для
этих игрушек: идеально матовая, ровная «кожа» розовато-персикового
цвета, круглое пухлощекое лицо, непропорционально большие, широко
распахнутые глаза, маленький, чаще всего приоткрытый ротик, тело с
детскими пропорциями и такими деталями, как ямочки на ладошках и
ступнях. Некоторым отступлением от этого правила были «характерные»
куклы, которых также можно увидеть на выставке. Их личики выражают
характер или какую-то определенную эмоцию: смех, улыбку, плач.
Вышеописанный стереотип кукольной внешности был столь общепринят, что
использовался для создания совершенно различных образов. Например, если
пену кружевных оборок, воланов и рюшей, в которых утопала кукла-девочка,
меняли на матросский костюмчик, то получалась кукла-мальчик. А если
фигурку наряжали в модное женское платье, то кукла превращалась в даму.
Этот своеобразный стандарт воплощал идеализированное представление взрослых о невинном и наивном, чистом и ранимом ребенке. Кстати, точно такие же сентиментальные детские типажи можно увидеть на новогодних и рождественских открытках из фондов Ярославского музея-заповедника и частной коллекции Надежды Манеровой из Тутаева. Та же эстетика свойственна и маленьким фигуркам из ваты с личиками из папье-маше, которыми наряжали елку в первой половине 20 века. Российские фарфоровые куклы фабрик Журавлева и Кочешкова, Шраера и Фингергута, а также артели Дунаева начала XX века, чудом сохранившиеся в эпоху глобальных политических перемен, - особая редкость, представленная на выставке. Нельзя пройти мимо двух дам ростом около метра, занятых чаепитем, – это «интерьерные» куклы российского производства. Также в экспозиции представлены пара деревянных английских кукол, куклы из воска, композита, целлулоида, несколько современных авторских кукол. Надеемся, что выставка «Старинные куклы» подарит взрослым зрителям возможность прикоснуться к поэтике детства и чуду кукольного мира, а маленьким посетителям музея – пережить уникальный опыт соприкосновения со старинными игрушками в атмосфере детского праздника в городском доме столетней давности. Екатерина Змеева,
куратор выставки ГУК «Ярославский государственный историко-архитектурный и
художественный музей-заповедник» |
|