Калининградском
областном историко-художественном музее 20 декабря
2011 г. в 16.00 состоится открытие выставки «История в куклах». На выставке «История в куклах» представлено более 130 экспонатов из частной коллекции Марины Беляковой (г. Санкт-Петербург). В экспозиции посетители музея увидят уникальные антикварные и винтажные детские игрушки производства Германии, Швеции, Канады и СССР. Куклы, пупсы, животные, машины, кукольные предметы быта и интерьера |
|
(чайные наборы и мебельные гарнитуры) XIX – XX веков расскажут взрослым
и детям сказочные и правдивые истории о себе и своей эпохе. Самая старинная кукла коллекции – кукла Галка. Ей 120 лет. Несмотря на преклонный возраст, выглядит Галка весьма импозантно. Ее голова была создана из фарфора на знаменитой фабрике Армана Марселя в Германии, а туловище - из композитного материала во французских мастерских. Стоит отметить, что основными поставщиками кукол в Европе XVIII–XIX вв. были немецкие мастера. И такая кукла как Галка стоила недешево. Рядом с ней мы видим еще две немецкие куклы конца XIX века и малютку Соню, изготовленную французскими умельцами в начале XIX века. В представленной композиции особенно интересен детский фарфоровый сервиз конца XIX века работы «Товарищества Кузнецова». Среди антикваров фарфор ценится очень высоко, так как предметы хорошей сохранности встречаются крайне редко. Следует отметить, что посуда для детей делалась по той же технологии, что и для взрослых. Пузатые чайники с длинными носиками, крепкие вазы и чашки в точности соответствовали своим прототипам. Представлен также детский розовый столовый сервиз фабрики «Гарднер» – именно такая посуда стояла на столах городской знати XIX века. История антикварной куклы Сони, созданной на фабрике Армана Марселя, поучительна и печальна. Когда-то в начале XX века она жила в семье богатого помещика в детской комнате роскошной усадьбы недалеко от Царицыно. Когда начались революционные волнения, семье пришлось покинуть усадьбу и переехать в город. Дети забрали куклу Соню с собой. По мере того как таяли средства к существованию, взрослым все чаще приходила мысль о продаже игрушки. Когда в семье закончились деньги и дети начали голодать, куклу обменяли у пекаря на продукты. И вот уже Соня стала жить с детьми рабочих… Как прекрасна судьба этой игрушки, ведь она спасла жизни своих маленьких хозяев. Рядом с Соней находится пупс, о котором упоминалось в газете 1926 года в г. Петроград. Рассказывалось о забавном случае, когда оставленную на сиденье трамвая игрушку приняли за настоящего ребенка. В зале представлены и подлинные предметы эпохи военного коммунизма и НЭПа. В 1924 году нарком просвещения Луначарский запретил игрушки и куклы как пережиток буржуазного прошлого. Вслед за этим были запрещены и елки. Но запретить детям играть не смог даже нарком. Так возникли немногочисленные артели, изготавливающие детские игрушки и куклы. Яркий представитель артельного производства – кукла Октябрина, у которой и платье, и прическа времен НЭПа. Рядом кукла 20–30-х годов XX века (и опять Соня) родом из Германии с ярко выраженными «арийскими чертами». Возникает закономерный вопрос – почему так часто у кукол встречаются одинаковые имена? Дело в том, что коллекционер, принимая кукол, никогда не меняет им имена, вот поэтому в коллекции Марины Беляковой много тезок. В 1905 году в Америке был изобретен целлулоид, и в честь этого события было выпущено 5 млн. целлулоидных пупсов разной величины. Одного из них вы сможете увидеть на выставке. Компанию куклам начала XX века составляют немецкие пупсы из композитного материала. Они довольно тяжеловесно выглядят. А механический целлулоидный пупс из Японии вызывает добрую улыбку. Представлены и куклы 30-х годов. Рядом – игрушечные машинки того же периода, которые копируют настоящие модели автомобилей. В военные годы, несмотря на тяжелое положение, дети тоже играли. Есть в экспозиции мебель и куколки 40-х годов. А прелестная полячка Ганна жила со своей владелицей во время оккупации и, как могла, подбадривала свою хозяйку. В 80-х годах в Варшаве на блошином рынке коллекционер купил ее у владелицы, которая со слезами просила обязательно рассказать о своей любимице детям. Но, пожалуй, самая трогательная история у куклы Негритоса. Когда-то давно, весной 1945 года, солдат нашел ее на развалинах Берлина. Бережно взял куклу, положил ее в вещмешок и привез домой своим детям в Ленинград. С именем легендарного города связана еще одна история. После разрыва блокадного кольца медики со всей страны были отправлены в Ленинград для реабилитации населения. Среди врачей была и Анна Дмитриева, психолог. Получая ежедневный паек, она откладывала причитающийся ей шоколад. Когда пришла пора уезжать из Ленинграда, весь свой «сладкий капитал» она обменяла на куклу Леночку. В экспозиции она так и называется «Шоколадная Лена». Следующий временной период, представленный на выставке, послевоенные годы «дохрущевского» периода. Внимательно посмотрите на куклу Лизу 1947 года, которая украшает елку. Она усадила на стульчик мишку 50-х годов и рассматривает вместе с ним елочные игрушки. Елку вернули детям и взрослым лишь в 1937 году. И потому игрушки были в духе того времени – это либо фрукты, либо животные, либо различные предметы героической тематики (например, самолеты или парашюты). Все это тоже есть в коллекции. В то время люди заново привыкали к мирной жизни. Куклы стоили дорого, и поэтому их использовали как украшение интерьера. Примером может служить известная немецкая «Кукла в шубке». Рядом на лошадке, излюбленной игрушке мальчишек, сидит кукла Юрочка, жившая в Берлине в 50-е годы в семье дипломата. На этажерке лежат настольные игры того периода – лото и конструкторы – прародители «Лего». Следующая компания малышей рассказывает о периоде «оттепели». Здесь также расположены механические игрушки из металла, на которые в это время была большая мода. Технический прогресс из жизни шагнул в кукольный мир. Игрушки 70-х годов периода «застоя», не поражают нас фантазией и тщательностью исполнения. Все довольно схематично – целлулоидные пупсы и алюминиевая посуда (этот материал начал широко использоваться и во взрослой жизни). В этот период времени куклы также могли быть деталью интерьера или неким фетишем. Вот кукла-балерина, купленная женщиной, никогда в детстве не игравшей в такие игрушки. Эта красавица стала для нее мерилом всего прекрасного. Есть история и о целительных возможностях кукол. На выставке можно увидеть работающую за настоящей копией подольской швейной машинки куклу-швею, которая помогла спасти тяжелобольную девочку. Малышка пошла на поправку после обещания доктора купить ей, в случае выздоровления, прекрасную куклу. Есть и типичные для советского времени вещи – куклы в национальных костюмах, символизирующие дружбу народов, и голубь мира – игрушка, созданная в 1957 году в честь Всемирного фестиваля молодежи. Дополняют экспозицию предметы из фондов Калининградского областного историко-художественного музея – антикварная мебель начала XIX века и предметы быта 50-70-х годов прошлого столетия. История России, поведанная необычными рассказчиками, никого не оставит равнодушным и подарит всем гостям выставки прекрасные, не лишенные ностальгии воспоминания. Ждем вас! ГУК «Калининградский областной историко-художественный музей» |
|