заставляло алхимиков повторять попытки разгадать таинственный рецепт
драгоценного черепка, при каких обстоятельствах был найден секрет
фарфоровой массы в Западной Европе и России, как использовался
промышленный шпионаж в целях открыть новые производства, какие трудности
возникали на пути создания изящных белоснежных произведений – ответы на
эти и многие другие вопросы можно будет получить на занятиях фарфорового
лектория в залах музея.
Особенности технологических и художественных решений в
искусстве фарфора XVIII-первой половины XX века мы рассмотрим на
экспонатах из музейного собрания – работах старейших западноевропейских
и российских фарфоровых производств (Мейсенской, Севрской, Венской
мануфактур, Императорского фарфорового завода, завода Гарднера и других
предприятий).
Загадкам фарфора будут посвящены 15 лекций, которые пройдут в
здании музея по адресу Воеводина, 5 с 3 октября 2013 года по 24
апреля 2014 года.
Посетить лекции в рамках лектория можно будет по специальному
абонементу или по входным билетам в музей.
Справки по тел.: +7 (343) 380-36-89, +7 912 22 10 272 -
Татьяна Фирстова.
Подробнее о лектории можно узнать на сайте музея
www.emii.ru .
ПРОГРАММА
3 октября 2013
Загадки фарфора: история коллекции Екатеринбургского музея
изобразительных искусств
Фарфоровая коллекция Екатеринбургского музея изобразительных
искусств насчитывает около 1000 произведений, созданных отечественными и
зарубежными мастерами в XVIII-XX веках. Среди них есть подлинные шедевры
королевских и императорских мануфактур: Мейсенской, Севрской, Венской,
Петербургской. Собрание русского фарфора включает в себя произведения
главного поставщика двора – Императорского фарфорового завода, частных
заводов Гарднера, Попова, Сафронова, Миклашевского, братьев Корниловых,
Кузнецовых и других предприятий. На первом занятии лектория мы
познакомимся с историей коллекции музея и ее особенностями, а также
обсудим конкретные примеры атрибуционной работы.
Лекцию читает научный сотрудник отдела
декоративно-прикладного искусства Коновалова Яна Владиславовна
17 октября 2013
Мейсенская фарфоровая мануфактура
Лекция посвящена старейшему фарфоровому производству Европы,
его зарождению и эволюции.
Открытие в 1710 году фарфоровой мануфактуры в городе Мейсен,
близ Дрездена положило начало истории фарфорового дела в Европе. Секрет
белоснежного материала, впервые полученного в Китае примерно в VI веке,
был раскрыт алхимиком Иоганном Фридрихом Бётгером. На лекции будет
рассказано об истории зарождения европейского фарфорового дела,
особенностях мейсенского фарфора и характерных для XVIII века формах,
сюжетах и мотивах декора.
Лекцию читает научный сотрудник отдела
декоративно-прикладного искусства Коновалова Яна Владиславовна
31 октября 2013
Севрская фарфоровая мануфактура
Рожденная по прихоти маркизы Помпадур, фаворитки Людовика XV,
Севрская королевская мануфактура уже через несколько лет своего
существования становится одним из диктаторов моды на европейском рынке.
На лекции речь пойдет о трудностях, сопровождавших начало
работы предприятия, о вновь изобретенных приемах создания фарфора,
особенностях маркировки изделий и закрепившихся со временем
отличительных чертах французского королевского и императорского фарфора.
Лекцию читает заведующая отделом декоративно-прикладного
искусства, кандидат искусствоведения Будрина Людмила Алексеевна
21 ноября 2013
Венская фарфоровая мануфактура
Сочетание саксонской технологии и особый восточный колорит
отличают стиль Венской фарфоровой мануфактуры.
Это предприятие стало вторым (после Мейсена) европейским
производителем фарфора. В 1718 году, всего через девять лет после
открытия секрета каолиновой глины в Саксонии, нидерландец Клаудиус дю
Пакье основал маленькую мастерскую в австрийской столице. К середине
XVIII века частное производство переходит в казну и становится
крупнейшим фарфоровым предприятием в Европе. На лекции будет рассказано
об основных этапах деятельности мануфактуры, особенностях декора
венского императорского фарфора и заимствованиях способов его украшения
частными предприятиями Австрии.
Лекцию читает научный сотрудник отдела
декоративно-прикладного искусства Коновалова Яна Владиславовна
28 ноября 2013
Частные фарфоровые мануфактуры Франции
Драматические события Великой французской революции, в
результате которых у власти оказался Наполеон Бонапарт, привели к
перерыву в деятельности Севрской королевской мануфактуры. Это
обстоятельство стимулировало бывших мастеров государственного
предприятия к открытию частных мастерских, в которых они не только
активно использовали полученные навыки, но и работали над интерпретацией
нового стиля – ампира.
Наиболее заметными среди десятков зародившихся в это время
частных предприятий были мануфактуры Диля и Герара, братьев Дарт, Наста,
Даготи, Локре.
Об этих мастерах, а также о лиможских мануфактурах,
получивших новый импульс своего развития, пойдет речь на очередном
занятии лектория.
Лекцию читает научный сотрудник отдела
декоративно-прикладного искусства Коновалова Яна Владиславовна
12 декабря 2013
Фарфоровое дело в Англии XVIII столетия: история открытий
и изобретений (Джозайя Веджвуд, Джозайя Споуд, Майлз Мейсон)
История искусства керамики и фарфора – история роста
мастерства их создателей и открытий, часто связанных с риском и
приключениями. Некоторые техники были изобретены по чистой случайности,
но в основном это - результат упорства увлеченных людей, череда
экспериментов, долгих исследований и вложения больших денежных сумм.
Майлз Мейсон (Miles Mason) предпринял не одно морское путешествие в
далекий Китай, прежде чем смог изобрести и запатентовать особый вид
фаянса, которому он дал загадочное название IronStone. Джозайя Споуд (Josiah
Spode) долго размышлял, каким образом можно усовершенствовать английский
фарфор, и пришел к выводу, что если в фарфоровую массу добавить
измельченную до состояния муки кость голени крупного рогатого скота, то
фарфор приобретает исключительную белизну и удивительную прочность. С
тех пор такой фарфор называется костяным. Джозайя Веджвуд (Josiah
Wedgwood), один из лучших керамистов Англии, ученый-исследователь,
успешный предприниматель и маркетолог XVIII столетия, во многом опередил
своё время, раскрыв не только секреты особых фарфоровых смесей, но и
проникнув в тайны успешной маркетинговой модели ведения бизнеса.
Лекцию читает методист сектора музейной педагогики
Калинина Вероника Михайловна
26 декабря 2013
Забытые формы фарфоровой посуды
Полоскательницы, менажницы, террины и даже pote-a-crème -
посуда, входившая в старинные фарфоровые сервизы. К сожалению, в
современном мире все эти милые предметы уже не стоят на столах в дорогих
ресторанах и не украшают городские квартиры. Лекция познакомит с
забытыми формами фарфоровой посуды и расскажет об их назначении.
Лекцию читает заведующая сектором инновационных программ
Фирстова Татьяна Валерьевна
16 января 2014
История зарождения фарфорового дела в России
В отличие от Венской мануфактуры, заимствовавшей секрет
производства белоснежного теста у Мейсена, в России секрет создания
фарфора раскрыли самостоятельно, что дает основание считать открывшуюся
в 1744 году Невскую порцелиновую мануфактуру вторым оригинальным центром
в Европе. Созданная под покровительством российских монархов,
мануфактура при Екатерине II получила новое название - «Императорский
фарфоровый завод».
На первой лекции, посвященной русскому фарфору, будет
рассказано об отечественных мастерах и ученых, сумевших раскрыть
секретный рецепт, о западноевропейских влияниях в ранних произведениях
придворного завода, а также первом обращении к национальным мотивам в
искусстве фарфора.
Лекцию читает научный сотрудник отдела
декоративно-прикладного искусства Коновалова Яна Владиславовна
30 января 2014
Императорский фарфоровый завод в XIX - начале XX века
К небольшим столовым предметам, традиционным для фарфора, с
начала XIX века добавляются грандиозные сооружения – монументальные вазы
и роскошные сюрту. Развитие собственного придворного производства
подпитывалось объемными заказами – парадные сервизы на 100, 200, 300
персон, включавшие в себя до нескольких тысяч предметов, были вполне
привычной частью повседневного быта российского двора. Начиная с эпохи
ампира Императорский фарфоровый завод выполнил несколько десятков
подобных заказов.
Очередное занятие, посвященное этой блистательной странице в истории
русского фарфора, позволит нам познакомиться с основными сервизами,
рассмотреть примеры использованного декора и разобраться в сложной
системе маркировки «доделок».
Лекцию читает научный сотрудник отдела
декоративно-прикладного искусства Коновалова Яна Владиславовна
13 февраля 2014
Цветы в искусстве фарфора
С тех самых пор, когда в VI веке в Китае был открыт рецепт
фарфоровой массы, в качестве украшения фарфоровых изделий стали
использовать цветочные мотивы. Позже восточная традиция оформления
фарфора хризантемами и пионами была воспринята европейскими странами.
Стремясь приблизить декор к европейской флоре, мастера Мейсена
изобретают роспись «немецкие цветы». Французские мастера охотно
используют мотив розы – королевы цветов, с конца XVIII века ботанические
атласы прочно занимают свое место на полках художников порцелиновых
мануфактур всей Европы.
На лекции пойдет речь о легендах и преданиях, посвященных
хризантемам и пионам, розам и макам, о цветочном этикете, а также
традиции цветочной росписи на фарфоре.
Лекцию читает научный сотрудник сектора русского
искусства, магистр истории искусств Вансович Юлия Викторовна.
27 февраля 2014
Завод Гарднера. Орденские сервизы
Изящный и хрупкий фарфор служил при российском дворе не
только украшением элегантных раутов. Парадные сервизы также включались в
церемонию праздничных обедов, проводимых при дворе в честь кавалеров
высших российских орденов. Специально изготовленные для
торжественных событий, фарфоровые ансамбли получили название
«орденские». Каждый предмет из четырех сервизов, созданных по заказу
Екатерины II, имел характерный декор, включавший изображение ордена и
орденской ленты.
Об истории парадных сервизов, российских орденах и их
кавалерах пойдет речь на этой лекции.
Лекцию читает научный сотрудник сектора инновационных
программ Винокуров Сергей Евгеньевич
13 марта 2014
Завод Гарднера
Императорский фарфоровый завод, работавший исключительно по
заказам императорской семьи, в середине XVIII века не обеспечивал
потребности российской знати в предметах роскоши - она продолжала
покупать заграничные образцы. Сложившаяся ситуация была переломлена,
когда обрусевший англичанин, банкир Франц Яковлевич Гарднер открыл
первое частное предприятие в России.
На лекции будет рассказано об ассортименте первых работ
завода Гарднера, их источниках и пластике, которая служила образцом для
фарфора других частных производств.
Лекцию читает научный сотрудник отдела
декоративно-прикладного искусства Коновалова Яна Владиславовна
27 марта 2014
Завод Корниловых и завод А.М. Миклашевского
Бурный рост внутреннего российского рынка фарфоровой посуды
стимулировал развитие частного предпринимательства в этой сфере. В
поисках мастеров, готовых отлаживать новые производства, российские
предприниматели обратились к французским фарфористам. В начале 1830-х
годов в Россию приезжает Франсуа Дарт, один из основателей известнейшего
парижского ателье «Братья Дарт». С его именем связан взлет двух частных
заводов: заложенного купеческой вдовой М.В. Корниловой в 1835 году на
Выборской стороне и основанного в 1839 году помещиком А.М. Миклашевским
на Черниговщине.
Разные системы хозяйствования обусловили и разную историю
предприятий. Но общий для обоих высочайший технический уровень
исполнения сделал их признанными лидерами на российском рынке в середине
XIX века.
На занятии лектория пойдет речь об особенностях фарфоровых
произведений, поисках своего стиля, формировании узнаваемого почерка
двух конкурентов.
Лекцию читает заведующая отделом декоративно-прикладного
искусства, кандидат искусствоведения Будрина Людмила Алексеевна
10 апреля 2014
Завод А.Г. Попова и Товарищество М.С. Кузнецова
Наиболее успешными фарфоровыми производствами в XIX веке были
завод А.Г. Попова и предприятия М.С. Кузнецова. Стремясь увеличить свое
влияние на рынке керамических изделий, М.С. Кузнецов создает первое
производственное объединение в этой области – «Товарищество производства
фарфоровых и фаянсовых изделий», которое к концу века стало крупнейшим
частным предприятием в России.
О художественных и технических особенностях поповского и
кузнецовского фарфора будет рассказано на предпоследнем занятии в рамках
лектория.
Лекцию читает научный сотрудник отдела декоративно-прикладного
искусства Коновалова Яна Владиславовна
24 апреля 2014
Стиль в фарфоре и опыт атрибуции
Ставший символом роскоши и моды с момента своего рождения, европейский
фарфор отражал вкусы заказчиков и подчинялся изменяющимся стилям. Рококо
(первое, второе и третье) и классицизм, ампир и неоготика, русский стиль
и модерн – все они нашли свое отражение в произведениях
мастеров-фарфористов.
Последнее занятие лектория будет посвящено анализу основных
стилевых компонентов, часто дающих в руки знатока первый ключик к
разгадке фарфоровых тайн.
Лекцию читает научный сотрудник отдела
декоративно-прикладного искусства Коновалова Яна Владиславовна
МУК «Екатеринбургский музей изобразительных искусств»
620014, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Воеводина, 5
Тел./ факс (343) 371-31-19, 376-30-46
E-mail: pr@emii.ru
Сайт http://www.emii.ru/
|