|
Ростовском
областном музее изобразительных искусств открылась выставка картин
Н.Н. Дубовского (1859–1918) из фондов музея к 155-летию со дня
рождения художника.
В развитии русской пейзажной живописи кон. XIX – нач. ХХ века
значительное место принадлежит творчеству Николая Никаноровича
Дубовского – нашего выдающегося земляка. Это был тонкий пейзажист,
умный, всесторонне образованный человек, большой знаток мирового
искусства, русской и западноевропейской классической музыки. Он
был прекрасным организатором и сумел возглавить работу Товарищества
передвижных художественных выставок в трудное время кон. XIX – нач. ХХ
века, когда единый поток реалистической живописи стал дробиться на
множество различных течений.
Его картины «Притихло», «На Волге», «Родина» вошли в
сокровищницу русского национального пейзажа. Художественное наследие
Н.Н. Дубовского огромно. Им создано около 400 картин, более тысячи
рисунков и этюдов. В своем творчестве он обращался к самым различным
темам. На его полотнах – и ширь бескрайних русских просторов, и могучая
русская река Волга, и донские степи, и Балтийское
взморье, и пейзажи Западной Европы.
На протяжении всей жизни неразрывна связь Н.Н. Дубовского с
Доном. Он постоянно приезжал в родные места, писал полотна. Н.Н.
Дубовской собрал интересную коллекцию картин известных русских
художников-передвижников и мечтал о создании музея в городе
Новочеркасске. Только в 1945 году коллекция, завещанная Н.Н. Дубовским в
дар городу, была перевезена в Новочеркасск. Хочется подчеркнуть большую
роль, которую сыграл Н. Дубовской в культурной жизни города. В 1891
году в Новочеркасске возник художественный кружок, куда вошли донские
художники, который сформировался в Донское общество художников. Н.Н. Дубовской
принимал активное участие во всех делах общества, помогал материально,
участвовал на выставках, направлял работу кружка. |
Н.Н. Дубовской родился 5 декабря 1859
года в Новочеркасске. Отец художника – потомственный донской казак,
старшина иррегулярных частей Области войска Донского. Десяти лет
мальчика отдают учиться в Киев, во Владимирскую военную гимназию, где
любимым предметом становится рисование. В 1877 году он оставляет военную
гимназию и поступает в петербургскую Академию художеств, сначала
вольнослушателем, а потом был зачислен в мастерскую пейзажиста М.К.
Клодта, где прошел серьезную школу профессионального мастерства. Учился
он успешно, но вел полунищенское существование, получая мизерную
стипендию от правления Области войска Донского. В 1881 году Дубовской
оставляет Академию, отказавшись писать программную композицию на
заданную советом тему. Сближается с передвижниками, с 1884 года
становится членом Товарищества, активным участником выставок, а с 1899 –
бессменный член правления. В 1911 году Н.Н. Дубовской стал профессором
Академии художеств, руководителем пейзажного класса.
Н.Н. Дубовской – пейзажист большого диапазона. В его
творчестве мы встречаем самые разнообразные мотивы и состояния природы.
При этом он никогда не стремится поразить зрителя цветовыми или
световыми эффектами, техникой письма. На полотнах предстает сама
действительность, преломленная в сознании художника, превращенная в
глубокий и значительный образ Родины.
В 1890 году он создает серию картин, в которой воссоздает интересные и
сложные для живописца мотивы в жизни природы. В коллекции Ростовского
областного музея изобразительных искусств находится пять полотен
живописца.
«Притихло» – одно из самых значительных полотен этого цикла,
которое он неоднократно повторял. Работа из собрания нашего музея
датируется 1916 годом. В нем подчеркнут эпический характер полотна,
величавость и монументальность. Художник изображает Балтийское море в
момент недолгого затишья перед грозой: темная поверхность моря, плотные,
нависшие над водой тучи. Во всем чувствуется оцепенение и тревожная
тишина, за которой обязательно последует яростная буря.
«Мотивом для создания этой картины было то захватывающее
чувство, которое, овладевало много раз при наблюдении природы в момент
тишины перед большой грозой или в промежутки между двух гроз, когда
дышать бывает трудно, когда чувствуешь свое ничтожество при приближении
стихии. Это состояние в природе – тишина перед грозой – можно выразить
одним словом «Притихло», – писал Н.Н. Дубовской.
И.И. Левитан отметил «Притихло» как одну из творческих удач
художника: «Захват от самой природы, как в «Притихло», где чувствуешь не
автора, а самую стихию, передать не всякий сможет».
В 1900 году художник обращается к изображению зимней природы.
В картине «Зима» много подлинной поэзии и правды. В работе нет никаких
внешних эффектов. Зато чудесно передана гармония снега и серого с
темными отливами неба. Все построено на тонких оттенках серых,
коричневатых, розоватых тонов. В простой, внешне непримечательный мотив,
художник сумел вложить глубокое чувство любви к родной земле. Используя
скромные живописные средства, он достигает мастерства в передаче чуть
темного тона неба, синеватой холодной поверхности воды в реке,
коричневатой земли и нежного пушистого снега.
Картина «Парит» написана в 1916 г. Незаурядное дарование
проявил Н.Н. Дубовской как маринист. Любил писать море в различных
состояниях. Здесь, в отличие от картины «Притихло», иное состояние -
тихий, ясный, солнечный день на море. Водная гладь покрыта солнечными
бликами. Паруса лодок оживляют спокойную поверхность моря. Все пронизано
розовым солнечным светом, прозрачным морским воздухом.
Серебристо-розовые оттенки цвета передают ощущение покоя, радости. Здесь
интересны поиски пленэрного решения пейзажа. Художник стремится
запечатлеть на полотне все многообразие быстро меняющихся красок,
состояний в природе. Он меняет фактуру письма, использует выпуклый
размашистый мазок. Картина полна солнца, воздуха.
«В обители. Троице-Сергиева Лавра». 1917. Художник тонко
передает праздничность сказочного зимнего воскресного утра. Лучи
неяркого солнца озарили все вокруг. Интересны поиски живописного языка,
меняется техника исполнения работ. В них преобладает большое значение
рельефность. Он пишет широкими мазками, плотно, фактурно.
Произведения Н.Н. Дубовского последних лет из собрания музея
говорят о значительных творческих исканиях и достижениях художника. Но
художник никогда не останавливался на внешней фиксации природных
эффектов, а всегда пытался осмыслить их и создать синтетически
обобщенный образ природы.
Выставка работает по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул.
Пушкинская, 115, с 10-00 до 18-00, выходной – вторник.
Выставка работает – январь, февраль, март 2014 г.
Куратор выставки – искусствовед Г.И. Долгушева, тел.
269-78-30
Заявки на экскурсии по телефону (863) 240-29-07.
ГУК РО «Ростовский областной музей изобразительных искусств»
344007, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 115, ул. Чехова, 60
Тел./ факс (863) 240-29-07, 265-41-26
E-mail: darochka@yandex.ru
Сайт http://romii.ru/
|