Подробности
Ростовском областном музее изобразительных искусств открылась выставка картин Н.Н. Дубовского (1859–1918) из фондов музея к 155-летию со дня рождения художника.
    В развитии русской пейзажной живописи кон. XIX – нач. ХХ века значительное место принадлежит творчеству Николая Никаноровича Дубовского – нашего выдающегося земляка. Это был тонкий пейзажист, умный, всесторонне образованный человек, большой знаток мирового искусства, русской и западноевропейской классической музыки.  Он был прекрасным организатором и сумел возглавить работу Товарищества передвижных художественных выставок в трудное время кон. XIX – нач. ХХ века, когда единый поток реалистической живописи стал дробиться на множество различных течений.
    Его картины «Притихло», «На Волге», «Родина» вошли в сокровищницу русского национального пейзажа. Художественное наследие Н.Н. Дубовского огромно. Им создано около 400 картин, более тысячи рисунков и этюдов. В своем творчестве он обращался к самым различным темам. На его полотнах – и ширь бескрайних русских просторов, и могучая русская река Волга, и донские степи, и Балтийское взморье, и пейзажи Западной Европы.
    На протяжении всей жизни неразрывна связь Н.Н. Дубовского с Доном. Он постоянно приезжал в родные места, писал полотна. Н.Н. Дубовской собрал интересную коллекцию картин известных русских художников-передвижников и мечтал о создании музея в городе Новочеркасске. Только в 1945 году коллекция, завещанная Н.Н. Дубовским в дар городу, была перевезена в Новочеркасск. Хочется подчеркнуть большую роль, которую сыграл Н. Дубовской в культурной жизни города.  В 1891 году в Новочеркасске возник художественный кружок, куда вошли донские художники, который сформировался в Донское общество художников. Н.Н. Дубовской принимал активное участие во всех делах общества, помогал материально, участвовал на выставках, направлял работу кружка.

Н.Н. Дубовской. В обители.
1917 год. Холст, масло

Н.Н. Дубовской. Притихло.
Холст, масло

Н.Н. Дубовской. Зима.
1900 год. Холст, масло

    Н.Н. Дубовской родился 5 декабря 1859 года в Новочеркасске. Отец художника – потомственный донской казак, старшина иррегулярных частей Области войска Донского. Десяти лет мальчика отдают учиться в Киев, во Владимирскую военную гимназию, где любимым предметом становится рисование. В 1877 году он оставляет военную гимназию и поступает в петербургскую Академию художеств, сначала вольнослушателем, а потом был зачислен в мастерскую пейзажиста М.К. Клодта, где прошел серьезную школу профессионального мастерства. Учился он успешно, но вел полунищенское существование, получая мизерную стипендию от правления Области войска Донского. В 1881 году Дубовской оставляет Академию, отказавшись писать программную композицию на заданную советом тему. Сближается с передвижниками, с 1884 года становится членом Товарищества, активным участником выставок, а с 1899 – бессменный член правления. В 1911 году Н.Н. Дубовской стал профессором Академии художеств, руководителем пейзажного класса.
    Н.Н. Дубовской – пейзажист большого диапазона. В его творчестве мы встречаем самые разнообразные мотивы и состояния природы. При этом он никогда не стремится поразить зрителя цветовыми или световыми эффектами, техникой письма. На полотнах предстает сама действительность, преломленная в сознании художника, превращенная в глубокий и значительный образ Родины.
В 1890 году он создает серию картин, в которой воссоздает интересные и сложные для живописца мотивы в жизни природы. В коллекции Ростовского областного музея изобразительных искусств находится пять полотен живописца.
    «Притихло» – одно из самых значительных полотен этого цикла, которое он неоднократно повторял. Работа из собрания нашего музея датируется 1916 годом. В нем подчеркнут эпический характер полотна, величавость и монументальность. Художник изображает Балтийское море в момент недолгого затишья перед грозой: темная поверхность моря, плотные, нависшие над водой тучи. Во всем чувствуется оцепенение и тревожная тишина, за которой обязательно последует яростная буря.
    «Мотивом для создания этой картины было то захватывающее чувство, которое, овладевало много раз при наблюдении природы в момент тишины перед большой грозой или в промежутки между двух гроз, когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь свое ничтожество при приближении стихии. Это состояние в природе – тишина перед грозой – можно выразить одним словом «Притихло», – писал Н.Н. Дубовской.
    И.И. Левитан отметил «Притихло» как одну из творческих удач художника: «Захват от самой природы, как в «Притихло», где чувствуешь не автора, а самую стихию, передать не всякий сможет».
    В 1900 году художник обращается к изображению зимней природы. В картине «Зима» много подлинной поэзии и правды. В работе нет никаких внешних эффектов. Зато чудесно передана гармония снега и серого с темными отливами неба. Все построено на тонких оттенках серых, коричневатых, розоватых тонов. В простой, внешне непримечательный мотив, художник сумел вложить глубокое чувство любви к родной земле. Используя скромные живописные средства, он достигает мастерства в передаче чуть темного тона неба, синеватой холодной поверхности воды в реке, коричневатой земли и нежного пушистого снега.
    Картина «Парит» написана в 1916 г. Незаурядное дарование проявил Н.Н. Дубовской как маринист. Любил писать море в различных состояниях. Здесь, в отличие от картины «Притихло», иное состояние - тихий, ясный, солнечный день на море. Водная гладь покрыта солнечными бликами. Паруса лодок оживляют спокойную поверхность моря. Все пронизано розовым солнечным светом, прозрачным морским воздухом. Серебристо-розовые оттенки цвета передают ощущение покоя, радости. Здесь интересны поиски пленэрного решения пейзажа. Художник стремится запечатлеть на полотне все многообразие быстро меняющихся красок, состояний в природе. Он меняет фактуру письма, использует выпуклый размашистый мазок. Картина полна солнца, воздуха.
    «В обители. Троице-Сергиева Лавра». 1917. Художник тонко передает праздничность сказочного зимнего воскресного утра. Лучи неяркого солнца озарили все вокруг. Интересны поиски живописного языка, меняется техника исполнения работ. В них преобладает большое значение рельефность. Он пишет широкими мазками, плотно, фактурно.
    Произведения Н.Н. Дубовского последних лет из собрания музея говорят о значительных творческих исканиях и достижениях художника. Но художник никогда не останавливался на внешней фиксации природных эффектов, а всегда пытался осмыслить их и создать синтетически обобщенный образ природы.
    Выставка работает по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 115, с 10-00 до 18-00, выходной – вторник.
    Выставка работает – январь, февраль, март 2014 г.
    Куратор выставки – искусствовед Г.И. Долгушева, тел. 269-78-30
    Заявки на экскурсии по телефону (863) 240-29-07.
ГУК РО «Ростовский областной музей изобразительных искусств»
344007, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 115, ул. Чехова, 60
Тел./ факс (863) 240-29-07, 265-41-26
E-mail: darochka@yandex.ru 
Сайт http://romii.ru/ 

 

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД