Подробности

 Пресс-папье. Россия.
Конец XIX - начало XX вв. Дерево, латунь, металл (гвозди), гравировка

Бисерная вышивка, вмонтированная в верхнюю крышку папки. Россия. Первая половина XIX в. Бисер, кожа, картон, бумага, золочение, вышивка

 

     «…как бы всеобъемлющ ни был интернет, как бы легко и полно ни доставалась через него информация, никогда не забывайте шелест страниц великих книг и волшебный скрип пера о бумагу!»

Из речи Н.С. Михалкова на вручении
Национальной премии «Рунет-2005»

Шкатулка-портфель для хранения бумаг. Начало XIX в. Кожа, бисер, металл, вышивка бисером

музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» 16 февраля 2014 г. открывается выставка «Музыка старинного письма» из фондов Пушкинского заповедника.
    Шелест бумаги, скрип пера, шорох карандаша при письме – все эти звуки неизменно сопровождали просвещенного человека девятнадцатого столетия в его повседневной жизни, складываясь в аккорды и образуя музыку письма, музыку творчества, музыку вдохновения. Звуки этой музыки, переплетаясь с мыслями и образами, оставались на бумаге в виде чудесных строк бессмертных произведений русского гения Александра Сергеевича Пушкина.
    История бумаги, карандаша, ручки началась около 4000 лет до н.э., когда человек начал использовать смоченные глиняные дощечки и деревянные или бронзовые палочки. В первой половине Х1Х века, в период распространения стиля бидермайер, принадлежности для письма стали изящными и красивыми. По качеству и особенностям письменных принадлежностей современники с полной уверенностью могли судить о характере, положении в свете, уровне образованности и потребностях его владельца. Не случайно одним из самых важных и знаковых помещений в доме считался кабинет хозяина. Бюро, нарядные книги, стоящие в книжном шкафу, портреты великих европейских мыслителей и литераторов служили доказательством того, что хозяин человек просвещенный, разделяющий идеи образованного общества.  Главным атрибутом кабинета был стол или бюро, вокруг которого складывался весь интерьер. В непосредственной близости с рабочим местом стояли кабинетные часы.
    Форма шкафа-бюро появилась в конце XVIII века. Он состоит как бы из трех частей: комода, секретера, шкафа. Под верхней крышкой скрывалось множество различных ящичков с внутренними, «потаенными», отделениями. Приведем высказывание знатока старины И. И. Лазаревского: «Русские мастера-столяры ни в чем не достигли такой красоты, самобытности и уюта, как в этих чудесных бюро… как умели они, эти безымянные мастера, расположить в них целый лабиринт самых затейливых ящиков с разными и такими хитрыми тайниками!» Откинув крышку-столешницу, достав необходимые атрибуты для письма и погрузившись в атмосферу творчества, хозяин приступал к работе. Подобное состояние описывал Пушкин:
                                                                           И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
                                                                           Минута — и стихи свободно потекут.

                                                                           А. С. Пушкин. Осень.1833
    Писали много и по разным поводам – составляя деловые бумаги, фиксируя собственные размышления, сочиняя стихи. Составляли письма деловые, рекомендательные, поздравительные, пригласительные, дружеские и др. Центральное место на столешнице занимали чернильница (или чернильный прибор) и целый ряд аксессуаров, связанных с соответствующими занятиями хозяина дома. Обеспечивая неторопливую и скрупулезную работу, письменные принадлежности, которых насчитывалось не менее дюжины, располагались симметрично на столе вокруг массивного чернильного прибора. Он мог быть из малахита, яшмы, нефрита, оникса, дерева и других материалов, и украшался бронзовыми деталями и небольшими скульптурными изображениями, в центре же возвышалась подставка под чернильницы. Чернильницы представляли собой небольшие медные или массивные хрустальные флаконы, закрывавшиеся крышечками, предохраняющими от высыхания и попадания в них насекомых. Великое множество форм и видов чернильниц было в XVIII – XIХ веках. Пушкин посвятил своей чернильнице целое стихотворение, давая ей разные определения, украшая различными эпитетами:

                                                                           Подруга думы праздной,
                                                                           Чернильница моя;
                                                                           Мой век разнообразный
                                                                           Тобой украсил я.

                                                                           А. С. Пушкин. К моей чернильнице. 1821

    В набор с чернильницей непременно входила песочница, представляющая собой емкость с крышечкой, в которых было множество отверстий, как в солонке. Ее наполняли мельчайшим очищенным речным или специально приготовленным мраморным песком. Им посыпали написанный текст, чтобы высушить чернила.
     Иногда в чернильном приборе были гнезда для массивной печатки с гербом владельца и для палочки сургуча, которым запечатывали конверты, придавливая печать прессом из тяжелого поделочного камня или художественной бронзы. Для заклеивания конвертов пользовались не только сургучом, но и облатками, которые хранились в облатнице, напоминающую небольшую вазочку.
    Для хранения писем и бумаг использовались нарядные бювары – прямоугольные папки или настольные портфели, имеющие два отделения: для конвертов и бумаги. Необходимая принадлежность письменного стола – нож для разрезания бумаг. Он имел вид обоюдоострого кинжала из серебра, стали, слоновой кости или дерева.     Режущие кромки ножа были затуплены. Еще один нож, лежащий на столе, был более длинный и широкий и предназначался для разрезания страниц газет, книг и журналов.
В XVIII – XIХ веке чаще всего для письма употребляли гусиные перья, иногда фазаньи или павлиньи, как более редкие и изысканные. Стальные перья вошли в общественное применение в 1830-х годах. В течение XIХ века металлические ручки полностью вытеснили ручки из гусиных перьев.
    В первом десятилетии XIX века у светских дам появилось новое увлечение – домашние альбомы. В них оказывались записи подруг и друзей, виньетки, незатейливые рисунки и стихи. Такой альбом был гордостью хозяйки. В альбомах образованных дам, близких к художественным и литературным кругам, можно было прочитать стихотворения – посвящения поэтов, – увидеть акварели, оставленные художниками.
    Светская переписка занимала значительное место в жизни общества и постепенно стала превращаться в истинно литературное творчество. С течением времени письменные принадлежности продолжают видоизменяться, облегчая жизнь людей. Все реже мы пишем ручкой, все чаще можно слышать клацанье компьютерных клавиш, а скрип пера и шуршание бумаги ухо человека совсем забыло. Но как иногда хочется, взяв перо и чернильницу, оставить несколько легких росчерков на белом листе, прислушиваясь к музыке старинного письма.
ФГУК «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»
181370, Псковская обл., Пушкиногорский р-н, сельцо Михайловское
Тел./факс (81146) 2-23-21 (заказ экскурсий), 2-13-73, 2-25-60
Тел.: (81146) 2-26-09 (заказ экскурсий):, 2-17-62
E-mail: pgmuseum@ellink.ru
Сайт: http://pushkin.ellink.ru/ 


 

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД