музее-заповеднике
А.С. Пушкина «Михайловское» 16 февраля 2014 г. открывается выставка
«Музыка старинного письма» из фондов Пушкинского заповедника.
Шелест бумаги, скрип пера, шорох карандаша при письме – все
эти звуки неизменно сопровождали просвещенного человека девятнадцатого
столетия в его повседневной жизни, складываясь в аккорды и образуя
музыку письма, музыку творчества, музыку вдохновения. Звуки этой музыки,
переплетаясь с мыслями и образами, оставались на бумаге в виде чудесных
строк бессмертных произведений русского гения Александра Сергеевича
Пушкина.
История бумаги, карандаша, ручки началась около 4000 лет до
н.э., когда человек начал использовать смоченные глиняные дощечки и
деревянные или бронзовые палочки. В первой половине Х1Х века, в период
распространения стиля бидермайер, принадлежности для письма стали
изящными и красивыми. По качеству и особенностям письменных
принадлежностей современники с полной уверенностью могли судить о
характере, положении в свете, уровне образованности и потребностях его
владельца. Не случайно одним из самых важных и знаковых помещений в доме
считался кабинет хозяина. Бюро, нарядные книги, стоящие в книжном шкафу,
портреты великих европейских мыслителей и литераторов служили
доказательством того, что хозяин человек просвещенный, разделяющий идеи
образованного общества. Главным атрибутом кабинета был стол или
бюро, вокруг которого складывался весь интерьер. В непосредственной
близости с рабочим местом стояли кабинетные часы.
Форма шкафа-бюро появилась в конце XVIII века. Он состоит как
бы из трех частей: комода, секретера, шкафа. Под верхней крышкой
скрывалось множество различных ящичков с внутренними, «потаенными»,
отделениями. Приведем высказывание знатока старины И. И. Лазаревского:
«Русские мастера-столяры ни в чем не достигли такой красоты,
самобытности и уюта, как в этих чудесных бюро… как умели они, эти
безымянные мастера, расположить в них целый лабиринт самых затейливых
ящиков с разными и такими хитрыми тайниками!» Откинув крышку-столешницу,
достав необходимые атрибуты для письма и погрузившись в атмосферу
творчества, хозяин приступал к работе. Подобное состояние описывал
Пушкин:
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
А. С. Пушкин. Осень.1833
Писали много и по разным поводам – составляя деловые бумаги,
фиксируя собственные размышления, сочиняя стихи. Составляли письма
деловые, рекомендательные, поздравительные, пригласительные, дружеские и
др. Центральное место на столешнице занимали чернильница (или чернильный
прибор) и целый ряд аксессуаров, связанных с соответствующими занятиями
хозяина дома. Обеспечивая неторопливую и скрупулезную работу, письменные
принадлежности, которых насчитывалось не менее дюжины, располагались
симметрично на столе вокруг массивного чернильного прибора. Он мог быть
из малахита, яшмы, нефрита, оникса, дерева и других материалов, и
украшался бронзовыми деталями и небольшими скульптурными изображениями,
в центре же возвышалась подставка под чернильницы. Чернильницы
представляли собой небольшие медные или массивные хрустальные флаконы,
закрывавшиеся крышечками, предохраняющими от высыхания и попадания в них
насекомых. Великое множество форм и видов чернильниц было в XVIII – XIХ
веках. Пушкин посвятил своей чернильнице целое стихотворение, давая ей
разные определения, украшая различными эпитетами:
Подруга думы праздной,
Чернильница моя;
Мой век разнообразный
Тобой украсил я.
А. С. Пушкин. К моей чернильнице. 1821
В набор с чернильницей непременно входила песочница,
представляющая собой емкость с крышечкой, в которых было множество
отверстий, как в солонке. Ее наполняли мельчайшим очищенным речным или
специально приготовленным мраморным песком. Им посыпали написанный
текст, чтобы высушить чернила.
Иногда в чернильном приборе были гнезда для массивной
печатки с гербом владельца и для палочки сургуча, которым запечатывали
конверты, придавливая печать прессом из тяжелого поделочного камня или
художественной бронзы. Для заклеивания конвертов пользовались не только
сургучом, но и облатками, которые хранились в облатнице, напоминающую
небольшую вазочку.
Для хранения писем и бумаг использовались нарядные бювары –
прямоугольные папки или настольные портфели, имеющие два отделения: для
конвертов и бумаги. Необходимая принадлежность письменного стола – нож
для разрезания бумаг. Он имел вид обоюдоострого кинжала из серебра,
стали, слоновой кости или дерева. Режущие кромки
ножа были затуплены. Еще один нож, лежащий на столе, был более длинный и
широкий и предназначался для разрезания страниц газет, книг и журналов.
В XVIII – XIХ веке чаще всего для письма употребляли гусиные перья,
иногда фазаньи или павлиньи, как более редкие и изысканные. Стальные
перья вошли в общественное применение в 1830-х годах. В течение XIХ века
металлические ручки полностью вытеснили ручки из гусиных перьев.
В первом десятилетии XIX века у светских дам появилось новое
увлечение – домашние альбомы. В них оказывались записи подруг и друзей,
виньетки, незатейливые рисунки и стихи. Такой альбом был гордостью
хозяйки. В альбомах образованных дам, близких к художественным и
литературным кругам, можно было прочитать стихотворения – посвящения
поэтов, – увидеть акварели, оставленные художниками.
Светская переписка занимала значительное место в жизни
общества и постепенно стала превращаться в истинно литературное
творчество. С течением времени письменные принадлежности продолжают
видоизменяться, облегчая жизнь людей. Все реже мы пишем ручкой, все чаще
можно слышать клацанье компьютерных клавиш, а скрип пера и шуршание
бумаги ухо человека совсем забыло. Но как иногда хочется, взяв перо и
чернильницу, оставить несколько легких росчерков на белом листе,
прислушиваясь к музыке старинного письма.
ФГУК «Государственный мемориальный историко-литературный и
природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»
181370, Псковская обл., Пушкиногорский р-н, сельцо Михайловское
Тел./факс (81146) 2-23-21 (заказ экскурсий), 2-13-73, 2-25-60
Тел.: (81146) 2-26-09 (заказ экскурсий):, 2-17-62
E-mail: pgmuseum@ellink.ru
Сайт:
http://pushkin.ellink.ru/
|