Ростовском
областном музее изобразительных искусств 6 июня 2014 г. пройдет под
эгидой «Пушкин и мировая культура» к 215-ой годовщине со дня рождения
Александра Сергеевича Пушкина. На выставке «Западноевропейское
искусство в собрании Государственного музея А.С. Пушкина» в течение
дня будут проведены тематические экскурсии «Пушкин и мировая культура»,
раскрывающие основные аспекты жизни великого русского поэта и писателя,
который своим творчеством во многом определил развитие литературы
Золотого века в России. В экспозиции представлены портреты знакомых и
современников поэта: княжны В.Ф. Гагариной, светлейшего князя Г.А. Грузинского,
княгини Е.А. Клари-и-Альдринген, барона Н.П. Николаи, доктора А.И.
Овера, графини М.А. Потоцкой, графини Е.П. Риччи, графа В.А. Соллогуба,
коллекционера и мецената А.Р. Томилова, императоров Александра I и
Николая I. Особое место в портретной галерее
занимают изображения Вильяма Шекспира и современников Пушкина – Фридриха
Шиллера и Генриха Гейне. С их творчеством поэт был хорошо знаком, и
каждый из них оказал влияние на развитие его таланта. Представленные в музее произведения искусства связаны не только с жизнью Александра Сергеевича, но и перекликаются с его творчеством непосредственно и стилистически. Бронзовая скульптура Моцарта напоминает нам о «Маленьких трагедиях», а батальные полотна – о его творчестве в бытность учеником Царскосельского лицея. Никогда не пересекая границ России, Пушкин обладал уникальным даром чувствовать, проникать сознанием, создавать живые картины далеких и в то же время близких для него стран, которые он мечтал увидеть: По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. – Вот счастье! Вот права… А.С. Пушкин. Из Пиндемонти. 1836 Источником познания для поэта были не только
книги, но и обширнейший круг общения. Так, незадолго до дуэли Пушкина с
Дантесом, в январе 1837 года А.И. Тургенев
записал в дневнике: «Обещал Пушкину о Шотландии <…>. Дал Пушкину мои
письма, <…> выписки из моего журнала о Шотландии». Поэтому нельзя
назвать случайной на выставке акварель голландского мастера В. Бинга
1840-х годов, на которой изображено известное с начала XII века
аббатство Мелроуз в Шотландии, на протяжении многих веков варварски
уничтожавшееся англичанами. В 1822 году на средства сэра Вальтера Скотта
(его исторические романы высоко ценил поэт) в Мелроуз
была проведена реставрация. |
|