Подробности  

«Русское воздухоплавание. История
и успехи. Выпуск №1, 1911

На выставке истории русского воздухоплавания: портрет К.Э. Циолковского и фрагменты рукописей 

Государственном музее истории космонавтики им. К.Э. Циолковского до 11 октября 2014 г. работает выставка «Книги и судьбы: «Русское воздухоплавание. История и успехи». Очерки «Русское воздухоплавание. История и успехи» (1911 г.) – это совместный труд многих специалистов под редакцией видных деятелей в области воздухоплавания и авиации Н.А. Рынина и Н.Ф. Найденова.
    Предлагаем Вашему вниманию статью автора выставки, заведующей научно-методическим отделом музея Е.В. Архипцевой «Страницы истории русского воздухоплавания».
    Очерки «Русское воздухоплавание. История и успехи» – совместный труд плеяды специалистов, выпущенный в 1911 году Товариществом «Общественная польза» под редакцией видных деятелей в области воздухоплавания и авиации Н.А. Рынина и Н.Ф. Найденова, которые в течение ряда лет собирали сведения о конструкциях летательных аппаратов, их создателях и полетах, собранные источники анализировали, систематизировали. Товарищество «Общественная польза» к своим изданиям подходило избирательно с точки зрения состава и содержания, актуальности и новизны. Как правило, издания сопровождались богатым иллюстративным материалом, а потому каждое из них можно считать представительным вкладом в русскую культуру. Не исключение и известные нам очерки. Обилие рисунков, цветные широкоформатные снимки, аккуратно проложенные тонкой калькой, сделали это издание высокохудожественным.

На выставке истории русского воздухоплавания: пишущая машинка Б.Н. Воробьева 

Сегодня оно является раритетом, как уникальный образец издательского искусства, как кладезь ценных исторических сведений в плане изучения развития воздухоплавания. Знаменательно, что судьба этого издания удивительным образом переплелась с судьбами деятелей русского воздухоплавания: ученых, инженеров, пропагандистов, популяризаторов. 11 июня 2014 года в Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского открылась выставка «Книги и судьбы. Страницы истории русского воздухоплавания». Началом нашему повествованию послужили строки из письма инженеров Н.А. Рынина (1877–1942) и Н.Ф. Найденова (1864–1925) к инженеру Б.Н. Воробьеву (1882–1965), редактору нового журнала «Библиотека воздухоплавания»: «… позвольте через посредство Вашего уважаемого журнала обратиться ко всем лицам и учреждениям, могущим сообщить известные им факты и данные из области русского воздухоплавания. Все сообщения преданий, местных легенд, подлинных фактов об изобретениях и полетах, документы о них, чертежи, рисунки, старинные гравюры, карикатуры, портреты русских деятелей воздухоплавания и авиаторов, сведения об обществах воздухоплавания, студенческих кружках, заводах и прочее, а также сообщения о литературных трудах и художественных произведениях, посвященных этому вопросу, редакция просит с благодарностью прислать желательно до 1-го января 1911 года». Дело в том, что адъюнкт Санкт-Петербургского политехнического Императора Петра I института, преподаватель воздухоплавания в Институте инженеров путей сообщения Императора Александра I пилот-аэронавт Н.А. Рынин и преподаватель Николаевского инженерного академического училища и Санкт-Петербургского политехнического Императора Петра I института, организатор I Всероссийского воздухоплавательного съезда полковник В.Ф. Найденов в 1909 году занялись подготовкой очерков по истории воздухоплавания. Письмо было написано в конце 1909 года, а в начале 1910 года редакция журнала «Библиотека воздухоплавания» опубликовала обращение к читателям. «Решив приступить к собранию материалов по истории воздухоплавания в России, – говорилось в обращении, – редакция обращается к интересующимся этим делом лицам с покорнейшей просьбой прислать все касающиеся данного вопроса сведения и материалы. Надеемся, что друзья нашего общего дела не откажут нам помочь в этом нашем начинании».
    Благодаря письму Н.А. Рынина и Н.Ф. Найденова к Б.Н. Воробьеву, между Борисом Никитичем и Николаем Алексеевичем завязалась переписка, отложившаяся в Личном фонде Б.Н. Воробьева в Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского. Переписка также завязалась между Б.Н. Воробьевым и основоположником теоретической космонавтики К.Э. Циолковским. За ней последовала первая их встреча в 1914 году на III Всероссийском воздухоплавательном съезде, переросшая в дружеское общение. Позднее Б.Н. Воробьев напишет множество статей о творчестве Константина Эдуардовича, в 1936 году поможет в создании экспозиции Дома-музея ученого, в годы Великой Отечественной войны станет хранителем его научного архива, а затем – первым биографом, издателем и редактором трудов ученого, прочтет десятки лекций о его жизни и научной деятельности.
Для исследователей научного творчества К.Э. Циолковского переписка Б.Н. Воробьева с ученым приобретает особую значимость. И вот почему. Собирая материалы о русском воздухоплавании, Б.Н. Воробьев открыл для себя труд К.Э. Циолковского «Аэростат и аэроплан», опубликованный в журнале «Воздухоплаватель» (1905–1908). В 1911 году он обратился к ученому с предложением прислать статью для своего журнала. Константин Эдуардович статью прислал. Это был его основополагающий труд «Исследование мировых пространств реактивными приборами», первая публикация которого в 1903 году в майском номере журнала «Научное обозрение» в силу ряда причин (арест издания, смерть издателя) не дошла до широкого читателя. Благодаря Б.Н. Воробьеву, в 1911 году в журнале «Вестник воздухоплавания» основополагающий труд К.Э. Циолковского был опубликован. Кроме того, в письме с предложением опубликовать этот труд ученый вывел строки, которые позднее, опять же благодаря Борису Никитичу, превратились в крылатую фразу, облетевшую весь мир: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». Первая публикация этой знаменитой фразы состоялась в 1912 году в седьмом номере журнала «Современный мир». Это была статья Б.Н. Воробьева «Воздухоплавание в наше время». Борис Никитич написал: «Существует до сих пор еще мало разработанная отрасль воздухоплавания при помощи реактивных двигателей, т. е. по принципу полета ракеты, которая, как известно, летит и в безвоздушном пространстве. Этот род воздухоплавания, строго научный и отнюдь не являющийся фантазией, позволит когда-нибудь человеку проникнуть за пределы земной атмосферы, в далекую область многочисленных окружающих нашу планету небесных миров. Он открывает перед человеческим творчеством широчайшие, положительно бесконечные горизонты. Я позволю себе поэтому закончить свою статью следующими словами из полученного мною письма старинного русского работника по воздухоплаванию, изобретателя Циолковского, который давно уже разрабатывает вопрос о названном только что способе воздухоплавания: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». Фрагмент оттиска статьи «Воздухоплавание в наше время» Борис Никитич отправил К.Э. Циолковскому с дарственной надписью от 15 августа 1912 года. Сегодня этот оттиск хранится в Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского, в Личной библиотеке ученого, как и журналы, которые редактировал Б.Н. Воробьев («Библиотека воздухоплавания», «Вестник воздухоплавания», «Техника воздухоплавания») и в списках которых Константин Эдуардович значится как принимавший участие в издании. Это все, что касается темы «Б.Н. Воробьев – К.Э. Циолковский». Перейдем к теме «Н.А. Рынин – К.Э. Циолковский».
    Издание «Русское воздухоплавание. История и успехи» предполагалось в шести выпусках. Однако весь корпус собранных материалов издать не удалось: по причинам экономического плана в 1911 году в свет вышел лишь проспект и первый выпуск. К тому времени широкую популярность приобрели многочисленные издания К.Е. Вейгелина (1882-1943), авиаинженера, историка авиации и воздухоплавания (на них потом выросло ни одно поколение российских инженеров, авиаконструкторов). По этой причине продолжение очерков уже не представлялось актуальным.  Материалы, не вошедшие в очерки «Русское воздухоплавание. История и успехи», позднее были представлены Н.А. Рыниным в «Межпланетных сообщениях» – первой в мире энциклопедии по космонавтике в девяти выпусках. В процессе сбора материала по воздухоплаванию Н.А. Рынин увлекся темой межпланетных путешествий, которую изложил в «Межпланетных сообщениях». В ходе работы над очерками «Русское воздухоплавание. История и успехи» Н.А. Рынин впервые затронул тему научной деятельности К.Э. Циолковского. Седьмой выпуск «Межпланетных сообщений» («Межпланетные сообщения: русский изобретатель и ученый Константин Эдуардович Циолковский. Его биография, работы и ракеты», 1931) Николай Алексеевич полностью посвятил научному творчеству К.Э. Циолковского. В «Общий обзор главнейших работ К.Э. Циолковского», составленный Н.А. Рыниным, вошли труды ученого по воздухоплаванию, авиации, аэродинамике и ракетно-космической технике. По свидетельству Б.В. Ляпунова (1921–1972), писателя-фантаста, журналиста, до самой своей смерти Н.А. Рынин собирал материалы о полетах, сведения об ученых и конструкторах, намереваясь издать солидный труд под названием «Завоевание неба». В 1942 году рукопись предполагаемого издания насчитывала тысячу страниц. По всей видимости, творчеству Константина Эдуардовича Николай Алексеевич отводил важное место.
    Выставку «Книги и судьбы. Страницы истории русского воздухоплавания», которая продлится до 11 октября, можно рассматривать как результат научных исследований.  В ее основе – архивные документы. Вниманию посетителя представлены страницы изданий с рисунками, чертежами и фотоснимками, материалы биографического характера, творческие рукописи и личные вещи Б.Н. Воробьева. Первый выпуск очерков «Русское воздухоплавание. История и успехи: исторический очерк мирового воздухоплавания» дополнен изображениями воздухоплавательных аппаратов (управляемый аэростат А. Жиффара, воздушный корабль «Россия» О. Костовича, дирижабль «Франция» Ш. Ренара и А. Кребса, металлический управляемый аэростат Д. Шварца, управляемый аэростат «Голубь», дирижабли Ф. Цеппелина и др.). Седьмой выпуск «Межпланетных сообщений» проиллюстрирован страницами научного творчества К.Э. Циолковского: «Опытная ракета», «Лунная ракета», «Автономная жилая оранжерея» и др. Здесь можно видеть фрагмент оттиска статьи «Воздухоплавание в наше время» из журнала «Современный мир» (1912, № 7), посланной Б.Н. Воробьевым К.Э. Циолковскому, а также первую страницу работы К.Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», которая была опубликована Борисом Никитичем в 1911 году в журнале «Вестник воздухоплавания». Представлены принадлежавшие Б.Н. Воробьеву пригласительные билеты 1935-1948 годов на лекции и выставки, посвященные К.Э. Циолковскому.   Среди творческих документов Б.Н. Воробьева – статья из газеты «Кировский рабочий» от 10 сентября 1940 года под названием «Знаменитый деятель науки: к пятилетию со дня смерти К.Э. Циолковского», тезисы доклада «О подготовке к печати собрания сочинений К.Э. Циолковского» от 21 апреля 1941 года, отчет начальнику НИИ ГВФ генерал-лейтенанту авиации И.Ф. Петрову о командировке в Калугу от 25 сентября 1944 года, список журналов советского периода с публикациями К.Э. Циолковского, рецензия на путеводитель по Дому-музею ученого, воспоминания о встречах с К.Э. Циолковским. Посетитель сможет рассмотреть редкий экспонат – пишущую машинку, принадлежавшую Б.Н. Воробьеву. И наверняка его внимание привлечет портрет К.Э. Циолковского, обрамленный старой, потертой рамой. Когда-то он висел в рабочем кабинете Бориса Никитича: в память о совместном творчестве на страницах изданий по теме воздухоплавания, в знак уважения к заслугам великого ученого.
    Прошли годы. Проникнув «за пределы атмосферы», земляне продолжают шагать по тому пути, который много лет назад начертал «гражданин Вселенной» Циолковский, философ и провидец. «Человечество не останется вечно на Земле», …в «колыбели разума», потому что «нельзя вечно жить в колыбели». Пройдут еще годы, и человечество «завоюет себе все околосолнечное пространство».

Елена Архипцева, зав. научно-методическим отделом
Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского

ФГБУК «Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского»
248600, г. Калуга, ул. Академика Королева, 2
Тел./ факс (4842) 57-43-33
Тел.: (4842) 74-50-04, 74-97-07
E-mail: museum@gmik.ru
Сайт www.gmik.ru 

 

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД