Сегодня оно является раритетом, как уникальный образец издательского
искусства, как кладезь ценных исторических сведений в плане изучения
развития воздухоплавания. Знаменательно, что судьба этого издания
удивительным образом переплелась с судьбами деятелей русского
воздухоплавания: ученых, инженеров, пропагандистов, популяризаторов. 11 июня
2014 года в Государственном музее истории космонавтики имени К.Э.
Циолковского открылась выставка «Книги и судьбы. Страницы истории
русского воздухоплавания». Началом нашему повествованию послужили строки
из письма инженеров Н.А. Рынина (1877–1942) и Н.Ф. Найденова (1864–1925)
к инженеру Б.Н. Воробьеву (1882–1965), редактору
нового журнала «Библиотека воздухоплавания»: «… позвольте через
посредство Вашего уважаемого журнала обратиться ко всем лицам и
учреждениям, могущим сообщить известные им факты и данные из области
русского воздухоплавания. Все сообщения преданий, местных легенд,
подлинных фактов об изобретениях и полетах, документы о них, чертежи,
рисунки, старинные гравюры, карикатуры, портреты русских деятелей
воздухоплавания и авиаторов, сведения об обществах воздухоплавания,
студенческих кружках, заводах и прочее, а также сообщения о литературных
трудах и художественных произведениях, посвященных этому вопросу,
редакция просит с благодарностью прислать желательно до 1-го января 1911
года». Дело в том, что адъюнкт Санкт-Петербургского политехнического
Императора Петра I института, преподаватель воздухоплавания в Институте
инженеров путей сообщения Императора Александра I пилот-аэронавт Н.А.
Рынин и преподаватель Николаевского инженерного академического училища и
Санкт-Петербургского политехнического Императора Петра I института,
организатор I Всероссийского воздухоплавательного съезда полковник В.Ф.
Найденов в 1909 году занялись подготовкой очерков по истории
воздухоплавания. Письмо было написано в конце 1909 года, а в начале 1910
года редакция журнала «Библиотека воздухоплавания» опубликовала
обращение к читателям. «Решив приступить к собранию материалов по
истории воздухоплавания в России, – говорилось в обращении, – редакция
обращается к интересующимся этим делом лицам с покорнейшей просьбой
прислать все касающиеся данного вопроса сведения и материалы. Надеемся,
что друзья нашего общего дела не откажут нам помочь в этом нашем
начинании».
Благодаря письму Н.А. Рынина и Н.Ф. Найденова к Б.Н.
Воробьеву, между Борисом Никитичем и Николаем Алексеевичем завязалась
переписка, отложившаяся в Личном фонде Б.Н. Воробьева в Государственном
музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского.
Переписка также завязалась между Б.Н. Воробьевым и основоположником
теоретической космонавтики К.Э. Циолковским. За ней последовала первая
их встреча в 1914 году на III Всероссийском воздухоплавательном съезде,
переросшая в дружеское общение. Позднее Б.Н. Воробьев напишет множество
статей о творчестве Константина Эдуардовича, в 1936 году поможет в
создании экспозиции Дома-музея ученого, в годы Великой Отечественной
войны станет хранителем его научного архива, а затем – первым биографом,
издателем и редактором трудов ученого, прочтет десятки лекций о его
жизни и научной деятельности.
Для исследователей научного творчества К.Э. Циолковского переписка Б.Н.
Воробьева с ученым приобретает особую значимость. И вот почему. Собирая
материалы о русском воздухоплавании, Б.Н. Воробьев открыл для себя труд
К.Э. Циолковского «Аэростат и аэроплан», опубликованный в журнале
«Воздухоплаватель» (1905–1908). В 1911 году он
обратился к ученому с предложением прислать статью для своего журнала.
Константин Эдуардович статью прислал. Это был его основополагающий труд
«Исследование мировых пространств реактивными приборами», первая
публикация которого в 1903 году в майском номере журнала «Научное
обозрение» в силу ряда причин (арест издания, смерть издателя) не дошла
до широкого читателя. Благодаря Б.Н. Воробьеву, в 1911 году в журнале
«Вестник воздухоплавания» основополагающий труд К.Э. Циолковского был
опубликован. Кроме того, в письме с предложением опубликовать этот труд
ученый вывел строки, которые позднее, опять же благодаря Борису
Никитичу, превратились в крылатую фразу, облетевшую весь мир:
«Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и
пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем
завоюет себе все околосолнечное пространство». Первая публикация этой
знаменитой фразы состоялась в 1912 году в седьмом номере журнала
«Современный мир». Это была статья Б.Н. Воробьева
«Воздухоплавание в наше время». Борис Никитич написал: «Существует до
сих пор еще мало разработанная отрасль воздухоплавания при помощи
реактивных двигателей, т. е. по принципу полета ракеты, которая, как
известно, летит и в безвоздушном пространстве. Этот род воздухоплавания,
строго научный и отнюдь не являющийся фантазией, позволит когда-нибудь
человеку проникнуть за пределы земной атмосферы, в далекую область
многочисленных окружающих нашу планету небесных миров. Он открывает
перед человеческим творчеством широчайшие, положительно бесконечные
горизонты. Я позволю себе поэтому закончить свою статью следующими
словами из полученного мною письма старинного русского работника по
воздухоплаванию, изобретателя Циолковского, который давно уже
разрабатывает вопрос о названном только что способе воздухоплавания:
«Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и
пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем
завоюет себе все околосолнечное пространство». Фрагмент оттиска статьи
«Воздухоплавание в наше время» Борис Никитич отправил К.Э. Циолковскому
с дарственной надписью от 15 августа 1912 года.
Сегодня этот оттиск хранится в Государственном музее истории
космонавтики имени К.Э. Циолковского, в Личной библиотеке ученого, как и
журналы, которые редактировал Б.Н. Воробьев («Библиотека
воздухоплавания», «Вестник воздухоплавания», «Техника воздухоплавания»)
и в списках которых Константин Эдуардович значится как принимавший
участие в издании. Это все, что касается темы «Б.Н. Воробьев – К.Э.
Циолковский». Перейдем к теме «Н.А. Рынин – К.Э. Циолковский».
Издание «Русское воздухоплавание. История и успехи»
предполагалось в шести выпусках. Однако весь корпус собранных материалов
издать не удалось: по причинам экономического плана в 1911 году в свет
вышел лишь проспект и первый выпуск. К тому
времени широкую популярность приобрели многочисленные издания К.Е. Вейгелина
(1882-1943), авиаинженера, историка авиации и воздухоплавания (на них
потом выросло ни одно поколение российских инженеров,
авиаконструкторов). По этой причине продолжение
очерков уже не представлялось актуальным. Материалы, не вошедшие в
очерки «Русское воздухоплавание. История и успехи», позднее были
представлены Н.А. Рыниным в «Межпланетных сообщениях» – первой в мире
энциклопедии по космонавтике в девяти выпусках. В процессе сбора
материала по воздухоплаванию Н.А. Рынин увлекся темой межпланетных
путешествий, которую изложил в «Межпланетных сообщениях». В ходе работы
над очерками «Русское воздухоплавание. История и успехи» Н.А. Рынин
впервые затронул тему научной деятельности К.Э. Циолковского. Седьмой
выпуск «Межпланетных сообщений» («Межпланетные сообщения: русский
изобретатель и ученый Константин Эдуардович Циолковский. Его биография,
работы и ракеты», 1931) Николай Алексеевич полностью посвятил научному
творчеству К.Э. Циолковского. В «Общий обзор главнейших работ К.Э. Циолковского»,
составленный Н.А. Рыниным, вошли труды ученого по воздухоплаванию,
авиации, аэродинамике и ракетно-космической технике. По свидетельству
Б.В. Ляпунова (1921–1972), писателя-фантаста, журналиста, до самой своей
смерти Н.А. Рынин собирал материалы о полетах, сведения об ученых и
конструкторах, намереваясь издать солидный труд под названием
«Завоевание неба». В 1942 году рукопись
предполагаемого издания насчитывала тысячу страниц. По всей видимости,
творчеству Константина Эдуардовича Николай Алексеевич отводил важное
место.
Выставку «Книги и судьбы. Страницы истории русского
воздухоплавания», которая продлится до 11 октября, можно рассматривать
как результат научных исследований. В ее
основе – архивные документы. Вниманию посетителя представлены страницы
изданий с рисунками, чертежами и фотоснимками, материалы биографического
характера, творческие рукописи и личные вещи Б.Н. Воробьева. Первый
выпуск очерков «Русское воздухоплавание. История и успехи: исторический
очерк мирового воздухоплавания» дополнен изображениями
воздухоплавательных аппаратов (управляемый аэростат А. Жиффара,
воздушный корабль «Россия» О. Костовича, дирижабль «Франция» Ш. Ренара и
А. Кребса, металлический управляемый аэростат Д. Шварца,
управляемый аэростат «Голубь», дирижабли Ф. Цеппелина и др.). Седьмой
выпуск «Межпланетных сообщений» проиллюстрирован страницами научного
творчества К.Э. Циолковского: «Опытная ракета», «Лунная ракета»,
«Автономная жилая оранжерея» и др. Здесь можно видеть фрагмент оттиска
статьи «Воздухоплавание в наше время» из журнала «Современный мир»
(1912, № 7), посланной Б.Н. Воробьевым К.Э. Циолковскому, а также первую
страницу работы К.Э. Циолковского «Исследование
мировых пространств реактивными приборами», которая была опубликована
Борисом Никитичем в 1911 году в журнале «Вестник воздухоплавания».
Представлены принадлежавшие Б.Н. Воробьеву пригласительные билеты
1935-1948 годов на лекции и выставки, посвященные К.Э. Циолковскому.
Среди творческих документов Б.Н. Воробьева – статья из газеты «Кировский
рабочий» от 10 сентября 1940 года под названием «Знаменитый деятель
науки: к пятилетию со дня смерти К.Э. Циолковского», тезисы доклада «О
подготовке к печати собрания сочинений К.Э. Циолковского» от 21 апреля
1941 года, отчет начальнику НИИ ГВФ генерал-лейтенанту авиации И.Ф.
Петрову о командировке в Калугу от 25 сентября 1944 года, список
журналов советского периода с публикациями К.Э. Циолковского, рецензия
на путеводитель по Дому-музею ученого, воспоминания о встречах с К.Э. Циолковским.
Посетитель сможет рассмотреть редкий экспонат – пишущую машинку,
принадлежавшую Б.Н. Воробьеву. И наверняка его внимание привлечет
портрет К.Э. Циолковского, обрамленный старой,
потертой рамой. Когда-то он висел в рабочем кабинете Бориса Никитича: в
память о совместном творчестве на страницах изданий по теме
воздухоплавания, в знак уважения к заслугам великого ученого.
Прошли годы. Проникнув «за пределы атмосферы», земляне
продолжают шагать по тому пути, который много лет назад начертал
«гражданин Вселенной» Циолковский, философ и провидец. «Человечество не
останется вечно на Земле», …в «колыбели разума», потому что «нельзя
вечно жить в колыбели». Пройдут еще годы, и человечество «завоюет себе
все околосолнечное пространство». Елена Архипцева,
зав. научно-методическим отделом
Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского
ФГБУК «Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.
Циолковского»
248600, г. Калуга, ул. Академика Королева, 2
Тел./ факс (4842) 57-43-33
Тел.: (4842) 74-50-04, 74-97-07
E-mail: museum@gmik.ru
Сайт www.gmik.ru
|