Лермонтова – с де Барантом в 1840 году, и
роковой, с Н.С. Мартыновым… Эти и другие реликвии, многие из которых
выставляются на широкое обозрение впервые, стали яркими акцентами
развернутой юбилейной экспозиции, призванной возбудить интерес к
личности и творчеству гениального поэта, показать истоки, величие и
непреходящее значение его поэтического наследия для русской культуры в
целом.
Организаторами юбилейной Лермонтовской выставки стали
Государственный музей А.С. Пушкина (он же разместил у себя ее объемную
экспозицию), Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН,
Государственный архив литературы и искусства, Лермонтовский
музей-заповедник «Тарханы», Государственный литературный музей. В числе
участников проекта – Русский музей, Третьяковская галерея, Исторический
музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Всероссийский музей А.С. Пушкина,
Российская Государственная и Национальная библиотеки, Государственный
архив древних актов, Военно-исторический архив РФ, Театральный музей им.
Бахрушина, Музейное объединение музыкальной культуры им. М.И. Глинки,
Музей кино, Госфильмофонд, Музей МХАТ, Большой и Малый театр России.
Центральная часть выставки рассказывает о жизни и творческом
пути М.Ю. Лермонтова – хронологически выстроенное
повествование следует по самым значимых и судьбоносным этапам жизни
поэта – от рождения поэта до роковой дуэли, от первых его публикаций до
произведений, получивших литературное бессмертие. Каждый из
эпизодов иллюстрирует уникальный художественный и документальный
материал: портреты участников событий, деловые и частные переписки,
видовая живопись и графика того времени, рукописные материалы, предметы
и костюмы эпохи, мемориальные вещи.
Современное мультимедийное оборудование установленное во всех
залах выставки позволит детально рассмотреть музейные реликвии.
Например, страницу за страницей перелистать ценнейшие артефакты,
выставленные в витринах юбилейной экспозиции: Юнкерский дневник М.Ю.
Лермонтова 1832-34 годов с 245-ю рисунками поэта, записную книжку В.Ф.
Одоевского, с которым поэт сдружился в последние годы жизни,
военно-судебные доклады по делам расследования известных дуэлей
Лермонтова – первой, с де Барантом в 1840 году, и роковой, с Мартыновым,
15 июля 1841 года.
Мемориальные, личные вещи поэта, представленные в одной из
центральных витрин, вызывают у посетителей особый трепет – к ним не раз
прикасались его руки, они сопровождали Лермонтова в странствиях.
Небольшая, орехового дерева дорожная шкатулка прибыла на выставку из
музея-заповедника «Тарханы». Среди личных вещей поэта она занимает
особое место. Ее принадлежность ему зафиксирована документально: она
значится в «Описи имения, оставшегося после убитого на дуэли Тенгинского
пехотного полка поручика Лермонтова», составленной 17 июля 1841 года. В
соответствии с этой описью родственник поэта Алексей Столыпин (Монго)
получил в Пятигорске личные вещи после гибели Лермонтова и доставил их в
Тарханы. Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка поэта, совершенно
потрясенная гибелью внука, вскоре раздала почти все их близким и родным
«на память о Мишеньке». Некоторые из них, в том числе эту дорожную
шкатулку, она подарила Андрею Ивановичу Соколову, дядьке Лермонтова, с
двухлетнего возраста до самой смерти опекавшего и бывшего неотлучно при
Михаиле Юрьевиче. Нежная отеческая любовь и преданность Соколова
Мишеньке Лермонтову была хорошо известна близким и друзьям поэта.
Еще один бесценный мемориальный предмет, выставленный на
юбилейной выставке – сафьяновые, кавказские сапожки (чувяки),
принадлежавшие М.Ю. Лермонтову. С ними поэт не
расставался в годы службы и ссылки на Кавказе. Чувяки также были
подарены после гибели поэта его дядьке. Вместе с другими лермонтовскими
реликвиями Андрей Соколов трепетно берег их всю жизнь. В конце XIX века
бесценная мемория была передана из Тархан в Первый Лермонтовский музей,
основанный при Николаевском кавалерийском училище (до переименования –
Школе юнкеров, в которой поэт учился с 1832 до 1834 г.). Позже
уникальная коллекция этого музея полностью перешла в собрание
Пушкинского Дома (музея Института русской литературы РАН) – ставшего
одним из основных хранителей мемориального и рукописного наследия М.Ю.
Лермонтова. Сегодня Лермонтовский зал в Литературном музее Пушкинского
Дома в Петербурге – одна из самых ярких и ценных постоянных экспозиций,
посвященных поэту.
Большой раздел юбилейной выставки посвящен лермонтовским
местам и маршрутам поэта. Путешествия, поездки – в карете, на
перекладных, верхом – были постоянным уделом Лермонтова. Исследователями
жизни поэта было подсчитано, что за свою короткую жизнь поэт провел в
дороге около 365 дней, т.е. целый год! Москва, Тарханы, подмосковное
Середняково, Петербург, Тамань, Тифлис, Пятигорск... Раздел рассказывает
о судьбе, экспозициях и сокровищах мемориальных музеев М.Ю. Лермонтова
в этих городах. Дорогие сердцу поэта и значимые в его биографии места
посетители увидят в рисунках самого Лермонтова, в живописных работах
художников XIX и XX века, на уникальных архивных и современные
фотографии, предоставленных музейными фондами и частными собраниями.
Особый интерес представляет часть экспозиции, посвященная
творческому наследию М.Ю. Лермонтова. За полтора
века произведения Лермонтова и его герои обрели сотни гениальных
прочтений и воплощений. К творчеству и личности поэта обращались многие
великие живописцы, композиторы, режиссеры и актеры. Сотни новых шедевров
в разных жанрах высокого искусства родились на основе его произведений.
Лучшие художники России в XIX и ХХ веке обращались к
лермонтовской теме и произведениям поэта в своих работах. Среди них –
Г.Г. Гагарин, М.А. Зичи, В.В. Верещагин, К.Д.
Флавицкий, Л.О. Пастернак, М.А. Врубель, И.Е. Репин, В.М. Васнецов,
Б.М. Кустодиев, С.Ю. Судейкин, В.Д. Замирайло, Н.А. Тырса, М.В. Добужинский,
В.М.Конашевич, К.С. Петров-Водкин…
На одной из представленных в этом разделе экспонатов хочется
обратить особое внимание. Буквально за три месяца до открытия выставки,
когда шел подбор материалов для будущей юбилейной выставки, в
Государственный музей А.С. Пушкина поступил
неожиданный дар от проживающего в Швейцарии внука известного композитора
С.С. Прокофьева – неизвестный акварельный рисунок Михаила Врубеля,
иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Всем известно, как манил
художника «дух изгнанья». Демон – герой его живописных полотен, черных
акварелей и карандашных набросков. В 1890-х Врубель выполнил более 30
рисунков к поэме: все они были заказаны для юбилейного (к 50-летию
гибели Лермонтова) собрания сочинений поэта. Но в издание вошли не все
рисунки художника. Вероятно, неизвестный рисунок как раз из их числа…
С 1930-х годов этим рисунком владела испанская певица и
красавица Лина Прокофьева – первая жена Сергея Прокофьева и прототип
принцессы Линетт из его оперы «Любовь к трем апельсинам». В браке с ним
были рождены два сына. Но счастливо длившаяся два десятилетия
супружеская жизнь прервалась в 1941 году. Сергей Сергеевич неожиданно
ушел из семьи. На Лину же обрушились страшные испытания: арест, Лубянка,
приговор к 20 годам строгого режима, восемь лагерных лет на Колыме,
откуда Лина вернулась после смерти Сталина уже вдовой Прокофьева –
официально они не были разведены.
Рисунок Лина Прокофьева приобрела у московского коллекционера
еще до войны и расставания с С. Прокофьевым.
Раритет покинул страну вместе с владелицей в 1974 году и хранился в
Англии, в семье ее младшего сына, Олега Прокофьева. Затем перешел к
внуку, Сергею Прокофьеву – философу, поэту, публицисту, одному из
лидеров всемирного антропософского движения (оно было популярно в начале
XX века, среди его активных приверженцев в России значился поэт Андрей
Белый). Внук композитора жил в Швейцарии, в городе Дорнах – мировом
центре антропософского движения и часто выезжал с лекциями по всему
миру, в том числе и в Москву. Он неоднократно бывал в музее Андрея
Белого, дарил книги. Однако его желание передать в музей столь ценную
семейную реликвию оказалось полной неожиданностью для сотрудников музея.
Но Сергей Олегович твердо решил, что рисунок Врубеля должен вернуть в
Россию, и именно в музей Андрея Белого, поскольку в полной мере отражает
дух символизма и духовные поиски писателя, мистика и антропософа.
К текстам Лермонтова не раз обращались и великие композиторы.
Примечательный и малоизвестный факт: лермонтовскую «Молитву» («В минуту
жизни трудную») положили на музыку более 40 композиторов, «Утес» М.Ю.
Лермонтова – около 60, а его стихотворение «На севере диком стоит
одиноко» – свыше 100 композиторов!!!
В этом же разделе экспозиции представлены также
многочисленные эскизы театральных декораций и костюмов, сами костюмы, в
которых блистали на сцене известные актеры, рабочие моменты киносъемок,
сценарные планы, премьерные киноафиши, представленные на выставке,
расскажут о знаменитых постановках и экранизациях «Демона», «Маскарад,
«Героя нашего времени». Более того, посетители имеют возможность
услышать и увидеть редкие аудио и видеозаписи из спектаклей, фильмов и
концертных программ с участием знаменитых актеров и музыкантов.
К открытию выставки Государственный музей А.С. Пушкина подготовил свою
театральную премьеру – моноспектакль «Лермонтов. Избранное» в
оригинальной постановке художественного руководителя
музейно-театрального проекта Андрея Беркутова. Объектом внимания стали
избранные места из поэмы «Демон», романа «Герой нашего времени» и драмы
«Маскарад». Вероника Кирсанова,
руководитель пресс-службы музея А.С. Пушкина
(495) 637-7339 (сл.) Всероссийский выставочный
проект «Мой дом везде, где есть небесный свод…», к 200-летию
со дня рождения М.Ю. Лермонтова подготовлен при поддержке Министерства
культуры РФ и Правительства города Москвы.
Организаторы проекта:
Государственный музей А.С. Пушкина
Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»
Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова (г. Пятигорск)
Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Тамани
Национальный Лермонтовский центр «Середниково»
Государственный литературный музей
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук
Российский государственный архив литературы и искусства
Участники выставки:
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская
галерея»
Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И.
Глинки
Государственный академический Большой театр
Государственный Академический Малый Театр
Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова
Государственный академический театр имени Моссовета
Государственный архив Российской Федерации
Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник
«Абрамцево»
Государственный исторический музей
Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник
П.И.Чайковского
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Государственный Русский музей
Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации
Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина
Государственный центральный музей кино
Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой
Московский союз художников
Музей Московского Художественного академического театра
Российская государственная библиотека
Российский государственный архив древних актов
Российский государственный военно-исторический архив
Российская национальная библиотека
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального
искусства
«Студия военных художников имени М.Б. Грекова» Министерства обороны
Российской Федерации
Управление культуры Министерства обороны Российской Федерации
Центральный государственный архив города Москвы
Центральный музей Вооруженных Сил» Министерства обороны Российской
Федерации
Частные коллекционеры
ГБУК г. Москвы «Государственный музей А.С. Пушкина»
119034, Москва, ул. Пречистенка, 12/2
Тел.: (495) 637-5674 (справочная), 637-3256 (эксурсбюро)
Тел./факс (495) 6372636
E-mail: info@a-s-pushkinmus.ru
, prpushkin@mail.ru
(пресс-служба)
Сайт
www.pushkinmuseum.ru
|