университет как вольнослушатель и был приглашен на
службу в Московскую архивную комиссию при Коллегии иностранных дел.
Природа щедро одарила его талантами: он был прекрасным лириком,
вдумчивым литературным критиком и глубоким мыслителем. Создавая
лирические стихотворения, поэт черпал вдохновение в окружающей его
реальности:
Открой глаза на всю природу,
Мне тайный голос отвечал,
Но дай им выбор и свободу.
Твой час еще не наступал:
Теперь гонись за жизнью дивной
И каждый миг в ней воскрешай,
На каждый звук её призывной,
Отзывной песнью отвечай!
В 18211824 годах, будучи вольнослушателем Московского
университета, совместно с В.Ф. Одоевским он создал кружок, известный под
названием «Общество любомудрия». Это было увлечением философией
Шеллинга, Канта, но не подражание немецким классикам, а попытка с их
помощью осмыслить самобытный исторический путь России, предназначение
человека, проблемы национального самосознания. В «Обществе
любомудров» Веневитинов был интеллектуальным лидером и выдвигал перед
своими единомышленниками и перед собой цель – создать оригинальную
русскую философию. Стихотворения Дмитрия Веневитинова, выражающие
основные представления о роли творческой личности в социуме, стоят в
одном ряду философской поэзии со стихами А. С. Пушкина. Со второй
половины 20-х годов Пушкин все чаще обращался к медитативному жанру,
создавая стихотворения «Воспоминание», «Брожу ли я вдоль улиц
шумных...», «Элегия», «Вновь я посетил...» и другие.
После восстания декабристов В.Ф. Одоевский и Д.В.
Веневитинов, заботясь о безопасности своих друзей, прекратили
деятельность «Общества любомудров», не желая «привлечь на себя
подозрения полиции». Но не распались дружеские связи, не исчезло
увлечение к познанию предназначения Человека. В 1826 году (переезд
Пушкина из Михайловского в Москву) стал значимым событием культурной
жизни первопрестольной. Пушкин, бывая в домах своих друзей, читал свои
новые стихи и историческую трагедию «Борис Годунов», созданную в период
михайловской ссылки в 1824 – 1825 году. Исследователи называют всего
шесть таких «чтений», а два из них состоялись в доме Веневитиновых – 26
сентября (в день рождения Дмитрия) и 12 октября
1826 года. В трагедии «Борис Годунов» отразились наблюдения Пушкина за
жизнью обитателей и посетителей Святогорского монастыря, величие
высокого городища древнего города Воронич, рассказы странников о
«преданьях старины глубокой», услышанные на Святогорской ярмарке, но,
прежде всего, исторические реалии, почерпнутые из книг и документов
монастырской библиотеки.
А.С. Пушкин поддерживал родственные отношения с семьей
Веневитиновых, являясь четвероюродным братом Дмитрия по материнской
линии, и, приезжая в Москву, он часто посещал их дом в Кривоколенном
переулке. Разница в возрасте между Пушкиным и Веневитиновым – шесть лет,
что позволило исследователям называть Дмитрия Веневитинова «младшим
современником» Пушкина. Но эта характеристика – слишком общая: Пушкин и
Веневитинов были братьями, друзьями, единомышленниками и сотрудниками в
созданном ими журнале «Московский вестник». Свое счастье и гордость
общения с Пушкиным Веневитинов отразил в стихотворении «К Пушкину»,
написанном в конце сентября – середине октября 1826 года:
… Известно мне: доступен
гений
Для гласа искренних сердец.
К тебе, возвышенный певец,
Взываю с жаром песнопений.
Рассей на миг восторг святой,
Раздумье творческого духа
И снисходительного слуха
Младую музу удостой...
В начале ноября 1826 года Веневитинов переезжает в
Санкт-Петербург. В северной столице он был принят на службу в
департамент Коллегии иностранных дел. Этот переезд вызвал губительное
ухудшение здоровья, что вместе с угнетенным настроением в обществе,
личной драмой привело поэта к ранней и неожиданной смерти. Последнее
стихотворение Веневитинова, созданное в 1827 году, посвящено теме
предназначения поэзии на Земле:
Люби питомца вдохновенья
И гордый ум пред ним склоняй;
Но в чистой жажде наслажденья
Не каждой арфе слух вверяй.
Не много истинных пророков
С печатью тайны на челе,
С дарами выспренных уроков,
С глаголом неба на земле.
Судьба Дмитрия Веневитинова, его лирика, первые философские и
литературно-критические опыты, ранняя смерть навсегда остались в истории
русской поэзии символом прекрасной молодости любви, высоких порывов и
великих надежд. «Как знал он жизнь, как мало жил...» – высечено на
могильном камне поэта на кладбище Симонова монастыря в Москве. Эти
строки из стихотворения Дмитрия Веневитинова «Поэт и друг», написанного
в 1827 году, стали пророчеством, как для их автора, так и для его
гениального кумира – гения русской словесности А. С. Пушкина.
Выставка «Как знал он жизнь, как мало жил...» появилась в
результате творческого сотрудничества Пушкинского Заповедника и
музея-усадьбы Веневитиновых «Новоживотинное» в рамках проекта «Слово».
Главная задача проекта «Слово» – подчеркнуть значение русской дворянской
усадебной культуры ХIХ века в государственном, научном и историческом
развитии России.
ФГУК «Государственный мемориальный историко-литературный и
природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»
181370, Псковская обл., Пушкиногорский р-н, сельцо Михайловское
Тел./факс (81146) 2-23-21 (заказ экскурсий), 2-13-73, 2-25-60
Тел.: (81146) 2-26-09 (заказ экскурсий), 2-17-62
E-mail: pgmuseum@ellink.ru
Сайт:
http://pushkin.ellink.ru/
|