Рерих в яркой, образной форме заявляет о своем понимании смысла земного
существования, его соотношении с космическими системами, о прошлом,
настоящем и будущем. Многогранное дарование художника, ученого,
путешественника, общественного деятеля, писателя, мыслителя Рериха
сравнимо по своей величине с титанами эпохи Возрождения. Творческое
наследие его огромно – более семи тысяч картин, рассеянных по всему
свету, книги, очерки, статьи, дневники. «Держава Рериха» - так называл
писатель Леонид Андреев мир рериховских полотен, рожденный в сочетании
символической обобщенности с археологической достоверностью. Высшей
своей целью Рерих считал утверждение и сохранение культуры. «Культура
есть оружие Света. Культура есть спасение» – писал он. В 1929 году
по просьбе художника Международная юридическая комиссия разработала
«Пакт Мира», получивший название «Пакт Рериха», подписанный многими
мировыми державами. Его основные положения легли в основу
Заключительного акта Международной конвенции по защите культурных
ценностей в случае вооруженных конфликтов, который был подписан в Гааге
в 1954 году.
Яркую, необычную жизнь Рериха можно поделить на три периода.
43 года художник прожил в России, которую вынужден покинуть в 1918 году.
Затем последовал период скитаний по странам Европы и три года жизни в
Соединенных Штатах Америки, в течение которых Рерих создал сеть
культурно-просветительских организаций и подготовил образование
Всемирной лиги культуры. Последние 20 лет жизни мастера, наполненные
трудом и нравственным совершенствованием, были связаны с Индией.
Художник никогда не доверял одной только творческой фантазии, его
художественным реконструкциям истории предшествовал квалифицированный
научный поиск. Ежегодно Рерих – секретарь Общества поощрения
художеств, действительный член императорского Археологического общества,
дипломированный живописец, окончивший Академию художеств, историк и
правовед, завершивший юридическое образование в Университете,
отправляется в экспедиции, путешествия по России или Востоку.
С детства занимаясь археологией, Рерих был погружен в
тайны, лежащие глубоко в земле или на ее поверхности, забытые,
неразгаданные человечеством. Одна из них – переселение народов,
застигнутых ледниками, как полагал Рерих, с Востока на Запад. Всю жизнь
он искал следы этих миграций, определившие источники формирования разных
культур. Петроглифы с изображением животных на скалах Алтая, Монголии,
Скандинавии, мегалитические памятники, курганы, стали для Рериха
приметами перемещения древних людей. Для Рериха-философа, нет
противопоставления между западной и восточной культурами, культура для
него – общее мировое достояние, в котором заложены основы развития всего
человечества. В буддизме – религии без понятий «бога», «души» и «воли»
Рерих видел воплощенный идеал «научной религии». Его привлекали в
сочинениях классических буддийских теоретиков учения о всеобщей
причинно-следственной связи явлений (включая психическую жизнь
человека), о времени и пространстве, о сознании и путях его
преобразования.
В конце 1970-х в залах нашего, тогда еще Куйбышевского
художественного музея состоялась первая обширная выставка произведений
Рериха и его сына Святослава из личного собрания последнего. В 1991-м
выставка Рериха прошла в Мраморном зале музея – из собрания
Государственного музея искусств народов Востока. Все эти выставки имели
огромный зрительский успех. Однако, на них был представлен исключительно
индийский период творчества художника. Проект с Государственным Русским
музеем впервые в Самаре представляет все этапы художественного пути
Николая Рериха. Русский музей обладает крупнейшим собранием живописного
наследия художника, насчитывающим более 400 работ. В нынешней экспозиции
представлено 72 живописных произведения за более чем сорок лет работы
мастера. Экспозиция состоит из нескольких блоков:
• Произведения, созданные с 1890-х по 1918 г., в российский
период жизни и творчества Рериха.
• Театральные работы.
• Произведения 1930-х – 1940-х годов, отражающие период,
связанный с научно-художественными экспедициями по Центральной Азии и
жизнью в Индии.
Мы имеем возможность увидеть работы раннего, дореволюционного
периода творчества Рериха – яркие, завораживающие, насыщенные некоей
«варварской» экспрессией произведения вписываются в общую струю
отечественного национального романтизма второй половины ХIХ – начала ХХ
века. Это картины «Иноземные гости» (1901), «Дозор» (1905), «Сеча при
Керженце» (1911), а также эскизы к театральным постановкам – «Пер Гюнту»
Ибсена в МХТ (1912) и «Весне священной» Игоря Стравинского – для
«Русского сезона» 1913 г. в Париже. Балет представлял собой стилизацию
народного обряда, трактованного как симфоническая стихия. Его премьера
состоялась в 1913 году в Париже и Лондоне. «Париж надрывался в свисте,
осуждал «Весну», а через несколько лет она вызывала столь же сильные
восторги», – вспоминал Рерих. В 1945 году, по просьбе балетмейстера Л.
Мясина, решившего возобновить постановку «Весны Священной», Рерих
исполнил 5 новых эскизов к спектаклю. В том же году была написана и
одноименная картина.
Рерих-живописец оперирует плавными линиями, ровно окрашенными
цветовыми плоскостями, укладывая на небольшую поверхность работы
огромные пространства, вмещая в них изображения высочайших горных
вершин. Его небольшие произведения как бы светятся изнутри, воплощая
глубины человеческого духа, вечную мировую гармонию. Особенность
трактовки художником форм, акцент на иллюзию светового решения адресует
нас к романтическим работам учителя Н.К. Рериха –
А.И. Куинджи, а также связывает его творчество с
творчеством американского художника Рокуэлла Кента, создателя
«гренландских» полотен в первой половине ХХ века. Особую роль в
становлении творческого мышления Рериха сыграло его сотрудничество с
Римским-Корсаковым, создавшим свою теорию «цветового звукосозерцания».
Римский-Корсаков, убежденный в том, что для каждого цвета существует
своя собственная тональность, развил в Рерихе удивительную способность
«слышать цвет».
Значительную часть выставки составляют произведения,
созданные по мотивам путешествий Рериха по России, Монголии, Индии,
Тибету. Экспозиция показывает, что многие мотивы своих ранних
произведений художник повторял и в более позднее время – так, в 1942
году им была исполнена темпера «Поход Игоря», занимающая на выставке
одно из центральных мест. Она написана во время Второй мировой войны, в
1942-м. Рерих рассматривал борьбу с фашисткой Германией как крестовый
поход культуры, чей яркий свет пытались навеки потушить гитлеровские
орды. Художник привлекал внимание общественности к тому, как немцы,
подобно гуннам, уничтожали церкви и библиотеки в Бельгии, теперь он
призывал мир стать свидетелем разграбления нацистами Новгорода,
разорения ими захоронений Толстого и Чайковского. В поход против темной,
гибельной силы, стремящейся разрушить красоту и гармонию мира, Рерих
отправляет древних русских святых, богатырей и князей, воскрешая их
образы и ратные подвиги на своих полотнах. В 1943 году на материале
ранних набросков Рерих создал картину «Чара звериная». В этой картине
воплотился развиваемый художником на протяжении всего творчества сюжет о
красоте и гармонии жизни древнего человека, ощущающего себя неотъемлемой
частью природного мира. Художник считал пантеизм религией глубоко
поэтичной и видел в поклонении солнцу, небу, огню, воде, земле, животным
один из источников творчества языческих народов.
Открытие: 19 декабря в18.00.
Адрес: г. Самара, ул. Куйбышева 92, мраморный зал.
Без возрастных ограничений.
Выставка продлится до 23 февраля 2015 г.
Телефон для справок: (846) 332-33-09, 332-05-64.
ГУК Самарской области «Самарский областной художественный музей»
443099, г. Самара, ул. Куйбышева, 92
Тел./ факс (846) 332-33-09, 332-05-64
E-mail: office@artmus.ru
Сайт
http://www.artmus.ru/
|