Смысл этих понятий заключался в стремлении использовать возможности
живописной пластики, не допуская ее подмены средствами других видов
творчества.
Отсюда название выставки «Живописная живопись». В метафорическом
определении Роберта Фалька – ироничном и серьёзном одновременно –
отражена суть творческого метода «бубновых валетов»: работа
пространственным цветом, восприятие картины как пластического события,
живописной реальности с конкретностью света, состояния, чувства.
«Бубновый валет» – название, придуманное Михаилом Ларионовым
для выставки 1910 года и принятое в 1911 году учредителями общества
(Ларионов от вступления в него отказался). Озорное с виду, по признанию
Ильи Машкова, «название нравилось большинству участников этой выставки
тем, что оно вызывало в тогдашнем московском сытом мещанстве, и
купечестве, и дворянстве чувство удивления, изумления, брезгливости <…>.
Позднее, с угасанием эпатажных интонаций в искусстве «валетов», оно
стало трактоваться ими в более мирном ключе – по их словам, «на языке
гадалок оно означало молодость и горячую кровь».
Что связывает «бубновых валетов» с Абрамцевом? Так называемая
«дачная» жизнь – свободная, размеренная, лирическая. На протяжении
первой половины XX века Петр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх
Лентулов, Василий Рождественский, Роберт Фальк, Надежда Удальцова
приезжали в это творчески намоленное место за цветовыми событиями и
умиротворением. Писали этюды, картины, «приправленные» новой французской
живописью, но все же «насквозь русские», по признанию художественного
критика А. Фёдорова-Давыдова. Иначе в Абрамцеве быть не могло.
На протяжении 1970–1990-х гг. в музей передавались и им
приобретались картины и графические листы художников «Бубнового валета».
Собранный материал позволил в 1988–1989 гг. провести в Абрамцеве
выставку картин, несколько неожиданную для зрителей. Вот отзыв одного из
них: «Невероятно, но факт, без оторванных пуговиц и многочасовых
очередей можно войти в уютный зал Дома-музея «Абрамцево» и увидеть
выставку русских художников – представителей группы «Бубновый валет».
Сложившаяся коллекция даёт представление о творческой
«трансформации» каждого мастера внутри означенного периода и динамике
групповых исканий. Что касается динамики, то, по определению историка
искусства И. Вакар, «всю стилевую эволюцию «Бубнового валета» на
протяжении 1910-х гг. можно описать буквально в двух словах: от
«примитивизма» к «сезаннизму»«.
В основе стилистического своеобразия произведений художников
«Бубнового валета» и их относительного стилевого единства как
объединения лежит художественный опыт – неформальный, базирующийся на
увлечённости эпохой и понимании вневременных основ творчества.
Уникальность проекта – в абрамцевском фокусе. Художники первой волны
русского авангарда в Абрамцеве нашли камерные мотивы, однако их
пластическое воплощение не было традиционным. Новое художественное
сознание диктовало новые художественные формы и решения. Что и
демонстрирует выставка.
Выставка продлится до 28 февраля 2016 г.
ФГБУК «Государственный историко-художественный и литературный
музей-заповедник «Абрамцево»
141352, Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный район, г.п.
Хотьково, c.Абрамцево, ул. Музейная, д. 1
Тел./ факс (496) 543-24-70 (экск.)
Тел. (495) 993-00-33
E-mail: info@abramtsevo.net
Cайт
http://www.abramtsevo.net/
|