Подробности  

 Ростовском музее изобразительных искусств 20 января 2016 г. открывается выставка живописи и графики Клавдии Ерофеевны Балановой (1915–2005) – к 100-летию со дня рождения.
    Известный российский художник Клавдия Ерофеевна Баланова родилась в 1915 г. в городе Таганроге. В Ростове-на-Дону будущая художница начала учиться в художественно-промышленном техникуме в довоенное время, завершив на отлично его в 1945 году. В 1946 году Клавдия Ерофеевна принята в члены Союза художников СССР.

К. Баланова «Мелодии».
Масло, холст. 1954

А уже в 1950-м она поступает в Российскую академию художеств (институт им.И.Е. Репина), так же с отличием окончив её в 1956 году, где её педагогами были Л.В. Худяков и А.Д. Зайцев.
    Клавдия Ерофеевна вновь спустя четыре года решает продолжить учебу, на этот раз в творческих мастерских Академии, где с 1960 по 1963 годы главным ее учителем становится выдающийся советский живописец народный художник СССР академик, большой мастер тематической картины и жанрового сюжета Борис Владимирович Иогансон (1893–1973). Годы обучения в творческой мастерской обогатили Баланову умением емко и эмоционально смело строить образ конкретного человека с присущей ему психологией точно схваченного характера при обобщенности форм в пространстве и активной цветопластике. Нет сомнения и в том, что Иогансон, который ценил талант Балановой, передал ей сложные нюансы в поиске места каждого персонажа в многофигурной композиции в живописи. В конце 60-х и в 70-е годы, Клавдия Ерофеевна уже выступала на выставках высокого ранга как сложившийся художник, имеющий свое видение глубокого и по-граждански активного осмысления жизни далеко не простого времени советской эпохи, в которую ей довелось жить и работать. И далее восьмидесятые годы в творческой судьбе Клавдии Балановой были не просто особо плодотворными, ее тематические полотна, посвященные поиску своих героев, в понимании непростых тревожных для России времен гражданской войны и эпохи коллективизации, встречали интерес у самого разнообразного по взглядам зрителя и были высоко оценены художественной общественностью на крупнейших выставках республиканского и всесоюзного уровня. Правду времени, событий, которые волновали, художница искала в лицах рядовых казаков, тех, что приходили в Первую конную и выносили на своих плечах все тяготы военного лихолетья. Именно этому был посвящен один их первых (1962 г.) эскизов к картине «Пополнение в Первую конную» (1964 г.), в котором молодые казак и красноармеец показаны в настроении волнующего предчувствия неведомого, но в их дальнейшей судьбе важного события.  Впоследствии, уже много лет спустя, Клавдия Ерофеевна в композиции «В походе» (1980 г.) вновь вернется в теме гражданской войны. Но эта картина в своей колористической разработке будет близка к тональной гризайли, с богатством словно бы акварельных градаций, что придало сюжету некоторую призрачность, оттенок словно бы иносказания уже отдаленного прошлого, в котором отразилось авторское представление о дистанции времени. Событием в художественной жизни Дона стало появление на выставках картины К.Е. Балановой «Думы середняка» (1964 г.) с остропсихологическим сюжетом, в которой главный герой – пожилой казак – в тяжелом раздумье с безвольно опущенными руками изображен на фоне загона для нажитого нелегким трудом скота, с которым ему предстоит расстаться. Эта картина – авторское размышление о стране, в которой она живет сегодня, – достойно представляет творчество художницы в собрании Новочеркасского музея истории донского казачества. В 1967 году Балановой воплотился замысел другого тематического полотна также имевшего резонанс у широкого зрителя – «Мать-Родина», отразившего в своей образной и стилевой основе стремление к монументализации сюжета, в котором пожилая женщина отдает стране самое дорогое, что у нее есть – выращенных, судя по одежде, в непростых жизненных условиях, своих троих сыновей – настоящих русских богатырей. То, что земля в картине показана в сферическом ракурсе, является свидетельством того, что произошедшее событие особо значимо в судьбе матери и происходит оно не в каком-либо местечке, а на земном шаре.
    Жанр портрета наряду с исторической композицией занимает в творчестве Клавдии Ерофеевны очень важное место с первых лет ее выступлений на многих выставках. Естественно, что без глубоких портретных характеристик не состоялись бы и значительные тематические композиции художницы. Первый серьезный успех в работе над образом человека своего времени сопутствовал Балановой еще в 1957 году, когда она создает выразительный по глубине психологического рисунка и убедительности композиционного решения «Портрет новатора производства завода Ростсельмаш П.К. Колесникова». Эта работа и в наше время стоит в ряду лучших произведений донских художников в этом жанре и является несомненным украшением портретной галереи в коллекции Ростовского областного музея изобразительных искусств. Простота и ясность замысла, естественность и умение держаться с достоинством, с открытым к зрителю взглядом человека рабочей профессии снискали портрету большую популярность и в наше время.
    Рассказ о жизни и творчестве К.Е. Балановой был бы неполным, если бы не было сказано о том, что более двух десятков лет она передавала личный опыт живописца молодому поколению в стенах художественного училища. В правлении ростовского коллектива художников Дона ей была доверена работа по руководству молодым объединением в Союзе художников и сегодня многие, уже состоявшиеся донские художники, с благодарностью вспоминают уроки по искусству Клавдии Ерофеевны. В 1975 году художница совершила творческую поездку на Чукотку и привезла из этого далекого северного края свои удивительно своеобразные впечатления, вылившиеся в цикл графических работ «По Чукотке». А в 1985 году К.Е. Баланова вместе со своими коллегами из Ростова В.Ф. Коробовым и В.М. Кленовым в Болгарии в Доме книги города Плевен работала над созданием монументальной росписи, посвященной жизни донского казачьего края. И еще хотелось отметить тот факт, что Клавдия Ерофеевна  Баланова в числе первых в коллективе донских художников была удостоена за творческие достижения ордена «Знак почета». И сегодня с полной уверенностью можно сказать, что все, что было сделано художницей за годы большой творческой жизни остается актуально востребованным и принадлежит людям уже новых поколений. Здесь следует отдать должное сыну Клавдии Ерофеевны Михаилу Александровичу, его супруге Елене Александровне за то, что они на протяжении многих лет бережно сохраняли все достаточно большое творческое наследие художницы в надлежащем экспозиционном состоянии и благодаря которым и состоялась эта очень нужная зрителю, замечательная выставка.
   Открытие выставки 20 января 2016 г. в 16 час. в залах Ростовского областного музея изобразительных искусств (г. Ростов-на-Дону, пр.Чехова, 60). В экспозиции выставки представлены около 80 произведений живописи и графики.
    Телефоны для справок: (863) 266-45-14, 269-10-88, 201-39-82.
ГУК РО «Ростовский областной музей изобразительных искусств»
344007, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 115, ул. Чехова, 60
Тел./ факс (863) 240-29-07, 265-41-26
E-mail: romii@mail.ru 
Сайт http://romii.ru/ 


 

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД