Студенческие годы, полные впечатлений, эмоций, планов на будущее, очень
способствовали развитию живописного дарования В.В. Сизова.
Дипломная работа «Тревожные ночи», за которую он получил оценку
«отлично», в 1972 г. экспонировалась на XV Всесоюзной выставке дипломных
работ студентов выпуска 1972 г. художественных вузов страны в
Ленинграде.
Самостоятельный путь художника начинается в Донецке, куда он
со своей семьёй переехал после окончания института. В этот период им
были написаны работы «Дети военных лет», «Музейный дворик», «Красные
терриконы», «Рекордный забой Алексея Стаханова», «Красный Азов» и др. В
этих произведениях проявляется свойственная живописцу свободная,
обобщенная манера письма, характерный для него чёткий, конструктивный
рисунок.
Работам Владимира Сизова всегда присуща личная эмоциональная
оценка действительности, герои его работ масштабны, исполнены
внутреннего драматического напряжения, чувства человеческого
достоинства. Самой художественной структурой своих полотен, пластическим
ритмом, лаконичностью художественных средств автор создаёт образы
гармоничные и яркие. Это характерно для его работ «Автопортрет с сыном»,
«Портрет жены», «Реставраторы». Последняя из них экспонировалась на
Всероссийской художественной выставке в Москве в 1992 году.
После распада Советского Союза в 1991 г. В.В. Сизов вместе с
семьёй перебрался в Тамбов, и с той поры Тамбовская земля с её
замечательными людьми, тишиной и благодатью лесов, простором лугов,
прохладой рек, уютом провинциальных городков стала постоянным источником
вдохновения. Живописец активно включается в художественную жизнь города.
Его мастерская быстро пополняется новыми работами разных жанров. В этот
период был написан «Групповой портрет тамбовских художников» –
своеобразное знакомство В.В. Сизова со своими коллегами.
Значительное место в творчестве автора занимает пейзаж.
Природа, наполненная движением, жизнью, стала для него средством общения
с миром. Работы этого жанра, всегда выполненные с натуры, отличаются
свежестью восприятия, искренностью, эмоциональностью. Окружающий мир,
многоцветный и сложный, преломляясь в сердце художника, рождает яркие,
запоминающиеся образы, наполненные теплом.
Трудно перечислить количество работ, написанных на Тамбовщине.
Пейзаж «Родная сторонка», созданный под Мичуринском, напоминает автору
детские годы, полные радости и солнечных дней. Лирические интонации
подкупают в работе «Заснеженная рябина». Особенное состояние тишины,
мягкие тональные переходы привлекают в картине «Белое покрывало».
Художник побывал во многих странах, и где бы он ни был,
всегда радовался возможности передать в своих полотнах характерные
особенности разных стран, их неповторимый колорит. Очень много ему дали
поездки во Францию, Польшу, Австрию. Под впечатлением поездок были
выполнены работы «Порт Сан-Густан», «Ночной Оре», «Австрийский мотив» и
др.
В 2002 году Владимир Сизов представлял художников Черноземья
на Международном пленэре «Мещерские дали – 2002», проходившем в
Рязанской области, в городе Касимове. Небольшой городок покорил автора
своей архитектурой – множеством храмов, уживающихся в пространстве
города с современными постройками. « Моя личная страсть – изображать не
просто шедевр архитектуры, а вплетать его в городской пейзаж,
прочувствовать его ось, его душу, его житие в современных условиях», –
эти слова художника наглядно раскрывают его творческий метод. В
результате поездки появились такие работы, как: «Никольская церковь»,
«Церковь Великомученика Георгия. Русь», «Касимовский дворик», «Тёплый
вечер в Касимове» и др.
Множество пейзажей было написано в Архангельском, где
расположился православный летний лагерь недалеко от станицы Эриванской
Краснодарского края. Летом 2003 года здесь был проведен пленэр, который
осуществлялся в рамках фестиваля славянской письменности и культуры
«Лето Господне». Изумительные окрестности: гора Шизе, растущие по оврагу
величественные сосны, искрящаяся на солнце прозрачная вода горной речки
Абинки, лазурное море – всё это вдохновило живописца на создание ярких,
выразительных пейзажей «Быстринка», «Летняя прохлада», «Южное солнышко»,
«Южный ландшафт».
Тамбовский период для Владимира Сизова оказался необычайно
плодотворным. Именно здесь он создал свои наиболее значительные полотна,
ставшие этапными в его творчестве.
Тема войны нашла своё воплощение в работах «Боец Алёнушка»,
«Прифронтовая полоса», «Блокадная плащаница» и др.
Пять лет художник работал над картиной «Крещенскакя ночь»,
которая была закончена в 1997 году. Это большая многофигурная
композиция, изображающая зимнее ночное купание, принятое в России в день
святого праздника Крещения. Задачей В.В. Сизова
было передать большое скопление людей на реке, пришедших в этот день
«принять благодати Господней».
В 1997 г. автор приступил к работе над большой композицией,
посвящённой русской истории XVIII века, масштабной личности Петра I. В
пространстве холста – безбрежная дикая степь, покрытая седым ковылём.
Возле «каменной бабы» – свидетельницы прошлого – встретились Пётр I и
простой путник. Государь внимательно разглядывает кусок неизвестного
науке и невиданного им раньше природного материала, что дарит свет и
тепло. Его слова: «Сей минерал если не нам, то нашим потомкам делу
полезен будет» воспринимаются как забота о будущем России.
Несколько лет мастер трудился над монументальным полотном
«Заступница земли Тамбовской», посвящённым памяти архиепископа
Тамбовского и Мичуринского Евгения. Работа над картиной была завершена в
2006 году. Речь идёт о чудотворной Вышинской иконе Божией Матери. По
ходатайству епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия Святейший
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил возродить
крестный ход с чудотворной Вышинской иконой Божией Матери и ежегодно
приносить икону в Тамбовскую епархию. В своей картине автор рассказывает
об одном из этапов духовного возрождения Тамбовской земли. Перед ним
стояла нелёгкая композиционная задача – запечатлеть встречу иконы в
центре города при очень большом скоплении народа. Художник, обладающий
опытом строить многофигурную композицию, прекрасно с ней справился,
строго и продуманно компонуя пространство холста.
Очень плодотворным периодом стало для Владимира Сизова
последнее десятилетие. В эти годы были написаны большие полотна
«Праздник Нептуна на Оке близ Касимова», «Народ малохольный»,
«Скромненький синий платочек…», «Возрождённые Атмановские кулачки».
Постоянно выезжая на этюды, автор продолжает познавать
природу, её бесконечное разнообразие и многогранность. Сотни пейзажей,
написанных с натуры, десятки портретов – свидетельство того, что
Владимир Сизов не перестаёт восхищаться окружающим миром, поэтичными
уголками нашего края и его людьми. Красочная палитра, верно найденные
тональные соотношения, продуманные композиции в его работах говорят о
высоком профессиональном мастерстве автора. В экспозиции юбилейной
выставки представлено множество новых произведений, написанных в
последние годы – это пейзажи «Предзимье», «Жаркий вечер», «Царёвка.
Перламутровый день», «Вешние воды», «Снежно», «Трегуляй» и др,
Натюрморты автора – «Полевые цветы», «Тюльпаны», триптих «Уходящее..».
передают его творческий темперамент, умение уловить особенности форм,
гармоничность красочных сочетаний. Это можно почувствовать в работах
В своих произведениях Владимир Сизов предстаёт как цельное
явление. Его интересы и пристрастия в жизни – это и объект его
художественного постижения. Он ставит перед собой сложные задачи и смело
берётся за их решение. У живописца Владимира Сизова большие творческие
планы, осуществить которые поможет его целеустремлённость, творческая
неуспокоенность и преданность искусству.
Т. Сутормина, ст. научный сотрудник
Тамбовской областной картинной галереи,
искусствовед, член СХ России
ТОГУК «Тамбовская областная картинная галерея»
392000, Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Советская, 97
Тел.: (4752) 72-85-43, 72-46-27, факс: (4752) 72-46-27
E-mail: art-gallery2@yandex.ru
Сайт:
www.tambovart.ru/
|