Здесь, на родине живописца, в окружении сохранившегося антуража
старинного уездного городка, неброской природы равнинной России, где
вырос художник, благоговейной любви к нему его земляков, особенно
ощутимы истоки его таланта, генетический код его искусства, которые
демонстрирует собранная в музее-усадьбе уникальная коллекция его полотен
разных лет. Музей удивляет и потрясает своих зрителей органическим
соединением в себе функций хранилища меморий и современного, живущего
насыщенной, динамичной жизнью выставочного зала, представляющего
развернутую панораму творческого наследия А.М. Герасимова.
Очередную памятную дату – 135-летие со дня рождения мастера –
музей отмечает фестивальным выставочным проектом под девизом
«А.М.Герасимов и Тамбовский край». Этот проект собрал произведения
художника не из именитых и прославленных музеев всей страны, как это
случалось в другие юбилеи, а из музеев Тамбовской области,
представляющие тот пласт искусства мастера, с которого начинается
знакомство с ним его земляков. Картины из областных, городских, районных
музеев демонстрируют различные грани яркого таланта художника, вызывают
у зрителей чувство гордости за родной край.
Среди экспонатов юбилейной выставки пять полотен из
Тамбовской областной картинной галереи. Все они относятся к последнему
периоду творчества Александра Михайловича и попали в Тамбов в год
открытия галереи, в 1961 году. Среди них есть картины, приобретенные у
автора, и картины, подаренные им самим первому тамбовскому музею
художественного профиля. Они сохраняют в себе ауру непосредственного
общения с мастером, его выбора, его пожеланий землякам.
Одна из самых значительных работ из Тамбовской галереи –
пейзаж «Улица Горького» (1959), опубликованный во многих изданиях,
посвященных творчеству мастера. В отличие от известной картины
Ю.И.Пименова (1903–1977) «Новая Москва» (1937) Герасимов изобразил
центральную улицу столицы увиденной как бы сверху, издалека. Панорамный
вид большого города мастерски передает любимое художником состояние
свежести и обновления природы после прошедшего дождя. Герасимов не
просто запечатлел облик современной ему Москвы, но и выразил динамичный,
яркий, созидательный характер послевоенного времени.
В том же 1959 году был написан и портрет известного писателя,
уроженца Тамбовской губернии Сергея Николаевича Сергеева-Ценского
(1875–1958), военная эпопея которого «Севастопольская страда»
(1937–1939) была удостоена Сталинской премии 1941 года. В своих книгах
писатель уделял большое внимание изображению русской природы.
Неслучайно, он говорил: «Из меня получился художник красочник,
пейзажист, в чем и заключается мое своеобразие».
Герасимов изображает писателя за рабочим столом, оставаясь в
заданных рамках официального парадного портрета. Но колоритный облик
героя, «натюрмортный» характер письменного прибора на столе, атрибуты
обстановки – пейзаж с корабликом на стене, пышная рама зеркала – вносят
дополнительные черты в характеристику портретируемого, создают
запоминающийся образ писателя.
Два других портрета из собрания галереи – «Портрет доярки» и
«Автопортрет» – датируются началом 1950-х годов. В каждом из них автор
использует знакомый почитателям его таланта излюбленный мотив
изображения открытого окна, который помогает раскрыть образы героев с
неожиданной стороны. Так, в «Автопортрете» романтическая слитность
персонажа с природой, волшебный свет теплого летнего вечера, льющегося
сквозь широко распахнутые створки в мастерскую старого художника,
подчеркивают одиночество и незащищенность человека, подводящего итоги
уходящего дня.
И, наконец, большое полотно 1958 года под названием «Урожай»
– пример слияния лучших реалистических традиций русской пейзажной
живописи XIX века и собственных достижений мастера в деле создания
национального пейзажа, оказавших большое влияние на художников
последующих поколений. Герасимов не стремится к красивости пейзажного
мотива, не пытается оживить его фигурами людей и животных. Творческий
темперамент художника проявляется в эпической трактовке темы Земли. Он
изображает гармонию двух стихий – неба и земли и, как апофеоз
человеческого труда, зреющий урожай хлеба. Это образ простой и величавой
красоты земли, ее бесконечной щедрости, ее энергии, которыми художник
никогда не уставал восхищаться.
Е.И. Саляхова, искусствовед
ТОГБУК «Тамбовская областная картинная галерея»
392000, Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Советская, 97
Тел.: (4752) 72-85-43, 72-46-27, факс: (4752) 72-46-27
E-mail: art-gallery2@yandex.ru
Сайт:
www.tambovart.ru/
|