ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА

К настоящему времени сложилась практика выездной работы координирующего органа Ассоциации – Центрального совета. Каждые 2 - 3 месяца совет в составе 10 – 12 человек собирается в одном из регионов , посещает музеи – члены Ассоциации. Во время таких встреч происходит знакомство с социально-экономическим положением на конкретной территории, культурной жизнью региона, музейным потенциалом. Рассказать какие замечательные, влюбленные в свое дело люди встречаются в музеях и, по возможности , поддержать их в наше нелегкое время – одна из задач Ассоциации.

Заметки с выездного заседания центрального совета Ассоциации музейных работников во Владимире

Лиана Тимофеева
1998 г.

- А все-таки оно крутится
- Помнящие родство
- Ноу-хау в Рыбинске
- Женщина, любящая академика Павлова
- "Я говорю "Музей", подразумеваю вечность"

 

А ВСЕ-ТАКИ ОНО КРУТИТСЯ
Колесо - символ ассоциации в руках ее председателя Владимира Ильича Толстого и Алисы Ивановны Аксеновой -  директора Государственного Владимиро-Суздальского Музея-заповедника
Колесо - символ ассоциации в руках ее председателя Владимира Ильича Толстого и Алисы Ивановны Аксеновой -   директора Государственного Владимиро-Суздальского Музея-заповедника

r-k.gif (1200 bytes)олесо, эмблема Ассоциации музейных работников регионов России (АМР), крутится уже два года. За это время Центральный совет, избранный на первом объединительном съезде, собирался на свои выездные заседания уже в девяти регионах: Московской, Тульской, Курской, Смоленской, Орловской, Калужской, Брянской, Ярославской, Рязанской областях. И вот новая встреча - на Владимирской земле.
    Когда в государстве порядок, и Министерство культуры в нем не гуттаперчевый мальчик, а добрый и умный помощник, тогда не возникает надобность в самостоятельных союзах и ассоциациях. В свое время государство вникало в проблемы даже самого маленького музея, старалось периодически организовывать учебу и встречи сотрудников, и уж непременно финансировало в соответствии с реальностью. В общем, как-то жили. Именитые музеи лучше, остальные - похуже. Но те и другие - уверенно.
    Пришло время спасать себя самим - взяться за руки, чтоб не пропасть поодиночке. В Ассоциацию Музейных Работников вступило свыше двухсот музеев из шестнадцати регионов России. Ассоциация начала с создания единого информационного пространства, с помощью которого каждый из музейщиков узнает, что делается у соседа, каким потенциалом обладает то или иное хранилище. Знания помогут осваивать удачный чужой опыт и оценивать неудачный, создавать единые тематические передвижные выставки, совместные маршруты. И такие проекты уже родились. Муромский и Ростовский музеи вместе с “Ясной Поляной и рязанцами заняты созданием совместного туристического маршрута. Рыбинский музей поделился с Владимиро-Суздальским компьютерной программой, которая как нельзя кстати подходит для архивной работы.
    Через штаб-квартиру АМР по улице Октябрьской, 14 в Туле потянулись ниточки во все уголки России: письмами, телефонными звонками, электронной почтой. Вышли два номера журнала “Мир и Музей”. Сейчас уже можно сказать, что решена основная проблема - налажено профессиональное общение музейных работников. И надо сказать, что российским музейщикам есть чему поучиться друг у друга. Например, директор комиссии конкурса "Лучшие музеи Европы года" из Германии, посмотрев на смету Владимиро-Суздальского музея, воскликнул: "За два года на такие деньги нельзя было сделать такой музей!" Оказывается, можно.
    Электронная реклама поможет Ассоциации выйти в мировое информационное пространство через Интернет. Пришло время и себя показать, и на других посмотреть. Например, неплохо было бы перенять опыт благополучных европейских и американских коллег, умеющих зарабатывать деньги. Конечно, ежегодный доход в 80 млн. долларов вильямсбургского музея (США) для российского - виртуальная реальность. Но сама утилитарная американская идея любую безделицу-сувенир максимально приблизить к старой эпохе вполне прижилась бы и в наших музеях. Правда, здесь возникает другой вопрос - о начальном капитале...
    К сожалению, некоторые музейщики надеются, что Ассоциация станет неиссякаемым кошельком, где всегда можно почерпнуть кругленькую сумму. Такие ожидания, увы, преждевременны. Если и есть у АМР значение финансового спонсора, то оно далеко не первостепенное. Безусловно, поддержка предполагается. Например, закуплена и установлена компьютерная техника для трех региональных центров Ассоциации. АМР располагает небольшим, но хорошим автомобильным парком и готова помочь техникой для перевозки выставочных экспонатов из музея в музей. Во время разработки туристического маршрута, предложенного музеем "Ростовский Кремль", будут использованы машины Ассоциации.
    АМР берет на себя задачу финансового обеспечения конкретных проектов. Конечно, в том случае, если проект взаимовыгоден. Причем вовсе необязательно, чтобы выгода выражалась в денежном исчислении. Руководство Ассоциации отдает себе отчет в том, что передвигаясь по России, выставка "Провинциальные усадьбы" принесет только финансовые убытки. Однако проводить выставку необходимо - она сыграет большую роль в единении десятков музеев, познакомит курян с рязанской историей, рязанцев - с курской и так далее. И все вспомнят, что есть великая Россия.
     Три дня владимирских встреч позволили подвести итог: музейные работники России снова вместе. И не случайно именно “Ясная Поляна” стала организующим началом воссоединения русского духовного. Именно там сто лет назад было сказано: "Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, - то же дело становится привычкой". Пусть колесо Ассоциации и дальше продолжает привычно крутиться по выщербленным дорогам России.

 

 

ПОМНЯЩИЕ РОДСТВО
Владимир Петрович Алексеев директор Брянского государственного объединенного краеведческого музея
Владимир Петрович Алексеев директор Брянского государственного объединенного краеведческого музея

Есть на Брянщине город Стародуб. Совсем недавно музейщики обнаружили чудом сохранившийся там двухсотлетней давности бревенчатый дворянский дом вместе с мебелью, картинами, портретами, подсвечниками, огромной библиотекой, кухонной посудой со времен Екатерины II, нашли офицерскую шпагу, и - не поверите - даже коробки из-под съеденных сто лет назад конфет пролежали нетронутыми в чулане. До последнего времени жили в доме потомки прежних дворян.
- Ассоциация готовит передвижную выставку “Русские усадьбы - сокровищницы провинциальной России”. Мы предлагаем под выставку именно этот дворянский дом в Стародубе, - говорит Владимир Петрович Алексеев, директор Брянского объединенного краеведческого музея.
    Дом в Стародубе - не единственная находка Владимира Петровича. Когда он еще учился в школе, ему не давала покоя мысль: в каком учебнике истории написано про его родную деревню Ольховка? Он перечитал историю древнего мира и средневековья, Соловьева и Ключевского - нигде ни слова. Пройдет много лет, и, став историком-музейщиком, Алексеев сам напишет книгу - летопись четырех брянских деревень: Ольховки, Орменки, Малого Крупца и Пильшино. Пять лет работы в областном архиве, перелопачивание писцовых книг и ревизских сказок вынесли на свет уникальное исследование: родословные крестьянских семей вплоть до времен царствования Ивана Грозного. Нигде в России такой работы раньше не проводилось.
    Школьный музей в Орменке тоже необычен. Зайдите в любой другой: на стенах - снимки ветеранов войны и колхоза, лапоть и прялка. В Орменском музее - история родов, с архивными документами, подлинными рисунками, археологическими находками, монетами и черепками, дореволюционными фотографиями, генеалогическими древами. За время работы над книгой у Владимира Петровича накопилось много вещественного материала, которым он и поделился со школьниками.
    Двадцать шесть фамилий, проживающих в четырех деревнях, ведут свое начало от двух предков - Афанасия и Миная, - живших здесь в 1626 году. И все ученики сегодняшней сельской школы - их прямые потомки. Воистину убеждаешься, что все мы братья и сестры. Книга Алексеева дала начало новому уроку: история родного края. По окончании курса школьники выполняют индивидуальную исследовательскую работу на тему обрядов, песен, легенд края, личной родословной. Надо сказать, что книга "Гранный дуб", написанная директором краеведческого музея, стала настоящим местным бестселлером, ее купили все жители исследованных деревень и даже те, кто давно переехал в город. Автору пишут письма.

 

 

НОУ-ХАУ В РЫБИНСКЕ
Сергей Дмитриевич Черкалин, директор Рыбинского Государственного историко-архитектурного и художественного музея-эаповедника
Сергей Дмитриевич Черкалин, директор Рыбинского Государственного историко-архитектурного и художественного музея-эаповедника

И до музеев, наконец, добралась передовая научная мысль. Ноу-хау касается обслуживания громоздких музейных картотек. Наиболее удачный вариант компьютерной программы выбрал директор Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Сергей Дмитриевич Черкалин при содействии петербургских программистов. Теперь на каждый экспонат не надо раз от разу переписывать десяток карточек - достаточно один раз ввести базу данных в компьютер. Опыт подхватили и другие музеи.
    Новая технология является подспорьем не только в рамках одного музея, освобождая от рутинной работы сотрудников. В будущем, когда каждому музею будет доступен Интернет или иная сеть, любой человек за считанные минуты сможет найти данные по интересующему его предмету любой музейной коллекции. Правда, здесь сразу возникает проблема: в любом хранилище найдется особо ценный экспонат, о котором не рассказывают всем и каждому, и кое-какие данные придется скорее всего засекречивать. Причины на то разные. Во-первых, за годы советской власти правительство неоднократно грабило провинциальные музеи, вывозя лучшее из фондов в центр. Во-вторых, нынешняя охрана и сигнализация музеев, точнее отсутствие оных, вовсе не располагают к откровению. Как бы там ни было, а компьютерное время начало свой отсчет. И это одна из возможностей заполнить информационный вакуум, существующий сегодня в музейной среде.

 

 

ЖЕНЩИНА, ЛЮБЯЩАЯ  АКАДЕМИКА  ПАВЛОВА
Наталья Александровна Загрина, директор Рязанского дома -музея академика И.П.Павлова
Наталья Александровна Загрина, директор Рязанского дома -музея академика И.П.Павлова

Дом-музей академика Павлова в Рязани существует с 1946 года, но в 1990 году как бы родился заново. Дело в том, что незадолго до этого Академия наук обнародовала документы, скрываемые десятилетиями за грифом секретности. И тогда все узнали, что Павлов был не только великим физиологом, установившим собаке фистулу, но и великим гражданином своей страны. Он не боялся писать Молотову о губительной политике правительства, о том, что нельзя гонять студентов за социальное происхождение, что духовное сословие наиболее здоровое сословие в России.
    В знак протеста против репрессий он ушел из академии. И это в 30-е годы! Его так и называли тогда: “совесть русской интеллигенции, русской науки”.
    В 1990 году руководить музеем стала Наталья Александровна Загрина. И музей из традиционной выставки превратился в клуб друзей. Сегодня здесь проводят музыкальные вечера, поют романсы, собираются почитать стихи. Таким образом в музее пытаются воссоздать атмосферу семьи Павловых - мать ученого прекрасно пела и играла на фортепьяно, сам Павлов любил Шекспира.
    Летом в саду перед домом организовываются турниры городошников - академик был страстным поклонником игры. Курсанты военного училища, расположенного в Рязани, приходят, чтобы помочь окопать деревья в саду, недавно корчевали пни. Музей вместе с областной газетой проводит конкурсы-викторины “Что вы знаете о Павлове?” Победители награждаются подарками от спонсоров. Даже самые маленькие не остаются безучастными к клубу друзей. Ребятишек знакомят с домом-музеем, а потом предлагают смастерить поделку: сделать чучело, рисунок, вышивку.
    Рождественские вечера в музее тоже особые. Они проводятся как при маленьком Павлове. Отец ученого был священником, и на Рождество в доме пели народные и духовные песни. Поэтому в Доме Павлова частые гости - ученики Школы искусств, хор духовной музыки, фольклорный ансамбль.
    В городе, наверное, нет человека, не побывавшего в музее Павлова. И не знаешь, чем объяснить популярность в общем-то специфического музея: то ли личными душевными качествами директора, которая сама по себе притягивает людей, то ли научной ориентацией городских жителей - в Рязани необычайно много учебных и исследовательских институтов. Наверное, и то, и другое имеет значение. Но главное - это живой дух музея. Не замшелость и отпугивающий покой в нем царят, а добрый домашний уют.

 

 

“Я ГОВОРЮ “МУЗЕЙ”, ПОДРАЗУМЕВАЮ ВЕЧНОСТЬ”

Зачем это ему было надо? У Владимира Ильича Толстого и в своем хозяйстве дел невпроворот, задумок - тьма, и уже многое делается. Некоторые яснополянцы ворчат: “Нет бы только своим музеем занимался, зачем ему Ассоциация, и без нее хорошо живем...” Чиновники из департамента оценили деятельного молодого директора по своим меркам: не иначе рвется в министры культуры...
    А Толстой пытается втолковать всем истину для многих, увы, абстрактную: объединившись сейчас, музеи через несколько лет станут весомой силой. И уже не им будут диктовать правила культурного обустройства в государстве, а они. Что вполне справедливо.
    Председатель Ассоциации считает, что потенциально музеи имеют огромные возможности. И даже способов самостоятельно заработать деньги для сносной жизни у них много: это туристические маршруты с полным комплексом услуг (некоторые государства за счет туризма только и живут), производство печатной продукции (во всем мире известна аксиома, что печатать книги - это печатать деньги), производство уникальных сувениров, передвижные выставки за рубеж... Но какой из перечисленных способов ни возьми, везде хорошим подспорьем может послужить совместное усилие всех музеев. Пока это перспективы завтрашнего дня.
    К счастью, музейщикам совершенно чужда психология временщиков. Они умеют работать с самым дальним прицелом. Они отнюдь не прагматики, а люди идеи. Плохо это или хорошо? Как показывает жизнь, именно идеи, заключающие в себе доброе начало, в конечном счете оказываются правыми, все остальное отмирает.

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗАД