Чем дальше время уносит эпоху, тем призрачнее она кажется. Растворяются в потоке лет лица, имена, судьбы. События тускнеют, видятся неясно и зыбко, как сквозь толщу воды. Конфликты сглаживаются, точно камешки, отшлифованные рекой. Минувшее исчезает в настоящем, растворяется, как сон. Именно со сном сравнивал историю Шопенгауэр – с нескончаемым сном череды поколений. Спящими кажутся порой и архитектурные памятники. Но только им дано быстрее всех иных свидетельств разбудить прошлое.
|
центре Соликамска за стенами величавого архитектурного ансамбля дремлет
XVII век. Соборы и церкви лелеют память о былом величии города, который называли ключом к Сибири, всероссийской солонкой, медной столицей. Основан он был в 1430 году и наречен Усольем Камским, с конца ХV до конца ХVIII века именовался Солью Камской, а затем – Соликамском. Был он самым восточным городом Руси (и заставой) и на заре своего становления часто страдал от нападений воинственных племен под предводительством сибирских ханов. Тогда здесь и родилась традиция, которой предстояло сыграть значительную роль в истории и культуре Соликамска.
В 1547 году город был практически уничтожен нагайцами. Разорение длилось пять дней, но орду все-таки удалось прогнать. Это было, как свидетельствует летопись, 25 мая. Врагов преследовали еще несколько дней. Защитники вернулись в город лишь 30 мая, на Девятую пятницу по Пасхе. Соликамцы были убеждены, что выстоять им удалось только благодаря небесному покровительству, и Девятую пятницу с тех пор стали чтить особо. Так возник местный церковный праздник с торжественным молебном и крестным ходом, который начинался от Троицкого собора и неизменно шел мимо часовен, стоящих на братских могилах погибших.
Тогда же в городе появилась и его главная святыня – складной образ Николы Чудотворца. По преданию, он был прислан соликамцам Иваном Грозным в ответ на их просьбу о помощи против воинственных соседей. Вместе с иконой обрел Соликамск высшего заступника…
В ХVIII веке Девятую пятницу решили запретить: праздник был неофициальным, неизвестным за пределами города. Но соликамцы настойчиво били челом, и запрет был отменен.
Искоренить Девятую пятницу решились лишь в 1929 году. Но традиции не суждено было погибнуть. Она сохранилась за стенами Троицкого собора и задремала до поры. Чуждый советской действительности праздник исчез из города.
***
Праздник исчез из Соликамска накануне пятисотлетия города. И в том же году здесь появился музей. Разместили его в Троицком соборе, от которого всегда отправлялся на Девятую пятницу крестный ход.
|
Атрибуты крестного хода соликамского праздника Девятая пятница |
- Причиной появления первого музея в Соликамске стал главный городской праздник – Девятая пятница по Пасхе. С XVIII века в этот день неизменно собирали ярмарку. В начале ХХ века земство решило сопровождать торговлю выставкой лучших пород домашнего скота и лучших сортов сельскохозяйственных растений. Стали пропагандировать и новейшую сельскохозяйственную литературу. Но три ярмарочных дня пролетали слишком быстро!
И в 1912 году Соликамское уездное земское собрание приняло решение открыть на базе сельскохозяйственной выставки постоянно действующий музей. Выделили подъемные средства – тысячу рублей, сумма по тем временам немалая. Открылся музей через год, на день Девятой пятницы. Особой задачей его была пропаганда передового сельскохозяйственного опыта Соликамского уезда.
Однако земство решило одним музеем не ограничиваться.
И вскоре на повестке дня вновь встал вопрос об открытии музея – теперь уже педагогического. Необходимость в нем объяснялась тем, что учителям негде было осваивать работу с приборами по физике, химии, получать различный наглядный материал.
Скоро новому музею стало тесно в программных рамках, и в сферу его деятельности вовлекается изучение родного края. В качестве экспонатов музей приобретал предметы быта, образцы минералов, флоры и фауны. Было запланировано издание сборников по истории города и уезда.
После установления советской власти в феврале 1918 года оба музея продолжали действовать. Последнее упоминание о них относится к марту 1919 года.
|
Красавец-храм со взбегающими вверх крыльцами и большой галереей строился на пожертвования соликамцев и «государево жалованье» в 200 рублей. В память о царских деньгах южную стену украшал изразец с двуглавым орлом, а на западной выложена была кирпичная императорская корона. Богатый каменный орнамент подчеркивал великолепие главного городского собора. Его внутреннее убранство к 1929 году было уже утрачено: исчезли настенная роспись и иконостас. Лишь незначительная часть церковных вещей будет передана музею и вернется в храм. Но среди них – образ Николая Чудотворца. Реликвии удалось остаться в Соликамске, чтобы оберегать город в то непростое время.
В огромных залах собора немногочисленные экспонаты совсем «потерялись». Музейщики вовсе не рассчитывали получить в распоряжение храм. Предполагалось создать экспозицию в небольших комнатах Дома Воеводы.
***
Домом Воеводы окрестили в городе каменную приказную избу. В первые годы советской власти (не без влияния, видимо, практики уплотнения) появилась версия, что здесь не только работал, но и жил царский наместник |
Дом воеводы
|
- Соликамское воеводство было учреждено в 1613 г. с приходом к власти Романовых. Город стал центром огромного региона, простиравшегося от Уральского хребта на востоке до земель коми-пермяков на западе; от Кунгура и Осы на юге до границ Чердынского воеводства на севере. Это были части нынешних Свердловской, Челябинской и Курганской областей, а также север Пермской области.
Воеводы представляли царскую власть в регионе, ведали почти всеми отраслями местного самоуправления. Они обязаны были следить за сбором налогов, распределять жалование, набирать войско, ловить воров и разбойников, преследовать беглых, принимать меры против пожаров, заразных болезней, запрещенных игр, соблазнительных зрелищ, даже контролировать посещение церкви прихожанами и исполнение духовенством служебных обязанностей.
Но главной заботой, к которой сводилась все воеводская деятельность, было пополнение казны: «Что б Наша, Великого государя, казна твоим нерадением отнюдь в доимке не была… а буде ты Наших денежных доходов сполна не выберешь и к Нам тотчас не пришлешь и в том людем начнешь льготить и чего будет к Нам не прислано, доправлено будет на тебе безо всякого милосердия, да на тебе ж за невысылку будут взяты многие деньги». Текст был всегда примерно одинаков, менялись только имена воевод. На этом посту сменилось семьдесят четыре человека. Среди них представители известных российских дворянских родов: Нарышкиных, Щербатых, Дашковых, Прозоровских, Черкасских, Голенищевых, Загряжских, Воронцовых.
Назначение на воеводство в Соликамск было делом серьезным и выгодным. Город уже тогда был соляной столицей России, поставляя семьдесят процентов потребляемой соли. Здесь в 1618 году был основан самый первый медноделательный промысел, разросшийся в 1634 г. в завод.
Несмотря на то, что царские наместники обладали немалой властью и широкими полномочиями, проявление собственной инициативы им было категорически запрещено. Без указа воевода не мог решиться ни на какой поступок. Доходило до абсурда. Так, замечательный строитель оружейного двора в Туле князь Н. М. Вадбольский, будучи на воеводстве в Соликамске, донес в столицу, что «Тюремный острог и избы весьма погнили и стоят на подпорах, так что арестанты, того и гляди, разбегутся; а о строении нового Тюремного острогу и изб указом Вашего Императорского величества что повелено будет? А я без указу строить не смею».
Воеводство в Соликамске было упразднено в 1781 году указом императрицы Екатерины
II.
|
Однако в ХVIII веке воеводе не осмелились бы и предложить ютиться в одноэтажной тогда избе. Ставленники царя прибывали к месту службы, оставив терема в Москве и поместья в центре России, сопровождаемые не только чадами и домочадцами, но и многочисленной челядью. Воеводами назначались князья, ближние соратники, даже родственники царей. Специально для них выстроены были на берегу реки Усолки трехэтажные хоромы с хозяйственными постройками. Но волны времени разрушили усадьбу, и память о ней растворилась в речных водах. |
Приказная изба конца XVII века.
Историческая реконструкция
|
Приказная же изба являлась центром всех административных дел, и точнее было бы назвать ее «домом воеводства». Первая канцелярия была деревянной и сгорела в 1672 году. Соликамцы отправили «государю Царю и великому Князю всея Руси Алексею Михайловичу» челобитье о возведении каменной приказной избы. До того времени каменного строительства в городе не было. Мастеров пригласили, вероятно, из Центральной России. Соликамцы перенимали их искусство. В 1688 году работы были завершены. Здание представляло собой одноэтажный дом на высоком подклете, имело две бойницы и двухметровой толщины стены с проложенными внутри ходами. Двери украшали богато оформленные порталы – резные наличники с кокошниками. Мотив этот повторился потом в отделке каменных храмов города.
|
Второй этаж изба приобрела в ХVIII веке, незадолго до упразднения Соликамского воеводства. В 1781 году управление переведут в новый губернский город Пермь, а покинутая канцелярия будет менять назначение и хозяев.
Музею Дом Воеводы передадут в 1933 году. Здание уже лишилось бойниц, части окон и резной отделки. Памятник необходимо было восстанавливать, но пока к этому готовились, началась война и здание передали под эвакогоспиталь. |
Богоявленская церковь
|
Лишь в начале шестидесятых годов ему вернут былой облик. И вновь проснутся легенды о сокровищах и таинственных подземных ходах, связывающих Дом Воеводы и с Троицким собором, и с Богоявленской церковью.
***
Богоявленская церковь занимает особое место в архитектурном ансамбле Соликамска. Она была заложена в 1687-м и освящена в 1695 году. Фасады храма украшены богатейшей каменной резьбой с характерным «жучковым» орнаментом, опоясаны двойным рядом изразцов местного производства, сверкающих на матовом поле беленых стен. За это церковь ласково величали Богоявленкой – «невестой», «красавицей». Нарядные стены скрывают уникальное сокровище – изумительной красоты иконостас ХVIII века.
|
Первые музейщики Соликамска понимали, что сберечь такую жемчужину необходимо во что бы то ни стало. Для этого был придуман дерзкий ход: обратиться в Главнауку (тогдашнее министерство культуры) с просьбой передать музею Богоявленскую церковь непременно с сохранением убранства, это, якобы, необходимо для организации музея антирелигиозной пропаганды.
Просьба была удовлетворена, но музейщики «забывают» о создании атеистической экспозиции и начинают реставрационные работы. Дело в том, что в ХVIII веке церковную колокольню, изначально невысокую, надстроили. На храм навалились лишние семьсот тонн камня, фундамент осел и начал разрушаться.
В 1938 году силами работников УСОЛАГа надстройку убрали. Приступили к реставрации, которую не остановила даже война.
В военные годы Богоявленская церковь вновь стала действующей. Она была в числе двадцати тысяч православных храмов, отданных по распоряжению Сталина верующим.
В шестидесятом, при Хрущеве, службы опять запрещают, и в 1961 году музейщикам удается без лишнего шума возвратить памятник себе.
Чтобы не разжигать нежелательных страстей по поводу иконостаса, храмовую часть перекрывают высоченной фондовой мебелью. Ее замаскировывают экспозицией отдела природы с огромным чучелом лося в центре. Даже самые дотошные инспектора, уткнувшись носом в эту ширму, не догадывались о существовании здесь тайного хода.
К тому же у «конспираторов» имелись «осведомители» в городской парторганизации, они предупреждали, когда следует убрать «все лишнее».
Но не все удалось сберечь. В 1965 году в Москву, в музей им. А. Рублева, на реставрацию было вывезено три иконы, среди которых – городская реликвия Николай Чудотворец. Через три года образа обещали вернуть. Обещанного ждут уже более тридцати лет. Так город лишился своего главного заступника, своей святыни. Соликамские музейщики и предположить не могли, что столкнутся с таким изощренным обманом.
Иконостас, слава Богу, удалось сохранить.
Конечно, в музеях области знали о секрете соликамских коллег. Но заглянуть за перегородку можно было только по особой рекомендации. Шли годы, круг «посвященных» постепенно расширялся. |
Иконостас, деревянные скульптуры распятия Христа и Предстоящих - работы соликамских мастеров. Иконы пермских иконописцев и соликамского живописца Семена Белозерова. XVIII
в.
|
- Резной четырехъярусный тябловый иконостас Богоявленской церкви, выполненный в стиле нарышкинского барокко, богатейшее собрание икон строгановской школы ХVII века и более поздних икон ХVIII-ХIХ вв. Иконостас установлен в конце ХVIII в. на месте алтарной преграды взамен несохранившегося иконостаса ХVII столетия. Иконы из старого иконостаса были нарощены, записаны и выставлены в новую алтарную преграду. Иконостас является блестящим образцом творчества соликамских резчиков по дереву.
Центр иконостаса – царские врата, целиком покрытые ажурной резьбой «на проем», отличаются особым пластическим богатством форм, достигших здесь предельной выразительности. С большим мастерством и вкусом в иконостас вплетены резные фигуры ангелов, бутоны роз, гроздья винограда, листья, гирлянды цветов, замысловатые рамы и картуши. Мастерски исполнены фигуры ангелов, их позы свободны и естественны. Неизвестный художник сумел вложить в эти вдохновенные творения свою мечту о подлинной красоте души человека. Венчает царские врата резная корона. Резьба иконостаса позолочена по левкасу, что еще более усиливает впечатление богатства и нарядности.
|
***
От «посвященных» услышала об иконостасе и Ольга – студентка исторического факультета Пермского государственного университета. Зная, что лучше один раз увидеть, Ольга отправилась в Соликамск. Красавица – Богоявленка приворожила ее сразу, словно манящее видение из яркого, удивительного сна… |
Ольга Викторовна Лебедева, директор Соликамского краеведческого музея
|
Ольга и предположить не могла, что после окончания университета получит распределение именно в Соликамск. И уедет, несмотря на протест родителей и возможность остаться в Перми.
Год пришлось отработать в школе. Но еще в студенческие годы, работая на каникулах в архитектурно-этнографическом комплексе «Хохловка», Ольга поняла: ее призвание – только музей. Однако из цепких объятий гороно вырваться было непросто. Жизнь внесла коррективы: Ольга вышла замуж и стала сотрудником Соликамского краеведческого музея.
***
Музей переживал не лучший период своей истории. Перестройка оставила здесь глубокий разрушительный след. Многое из того, что на протяжении сорока лет создавалось директором Диной Геннадьевной Соколовой, оказалось под угрозой. Не было средств ни на комплектование, ни на экспедиции, где студенты-историки Пермского государственного университета работали под руководством Г. Н. Чачина. Финансирование из центра прекратилось в 1989 году. Сотрудники месяцами не получали зарплату, касса была арестована. С реставраторами требовалось расплачиваться уже не в рублях, заложенных в бюджет, а в миллионах. На музей обрушились непомерные долги, возникшие неизвестно откуда.
|
Сменившая Дину Геннадьевну Соколову, Лидия Борисова Перминова пятнадцать лет прилагала все силы, чтобы уберечь вверенные ей памятники. Вопреки обстоятельствам восстанавливался Троицкий собор, в залах строилась экспозиция. При ней началась реставрация алтаря и иконостаса Богоявленской церкви. К музейному комплексу прибавилась Успенская колокольня. Это она добилась проведения о работ по внутреннему благоустройству: специалисты разобрали печи, провели паровое отопление, канализацию. Но проблем становилось все больше, а сил оставалось все меньше. Лидии Борисовне удалось сохранить музей, но сберечь собственное здоровье она не смогла…
Ее преемник, Геннадий Александрович Бординских, выдержал на этом посту четыре года. Музей лихорадило от нестабильности. Коллектив начал распадаться. Ольгу Лебедеву тоже нередко охватывало отчаяние. Хотелось все бросить и уйти. Но красавица Богоявленка… Ведь она тоже могла безвозвратно уйти – в небытие.
Вскоре Ольга Викторовна Лебедева станет заведующей Музеем древнерусского искусства, размещенном в Богоявленском храме. И то великолепие, которое кажется сказочным сном, ей придется охранять наяву.
Над церковью нависла опасность разрушения, начал проседать фундамент, размокали стены. Хождение по инстанциям в городе ни к чему не привело. Местные чиновники недовольно ворчали: «Что вы портите нам настроение? Молчите, барышня, лучше: ведь если узнают в области, что у вас памятник рушится, вывезут ваш чудесный иконостас».
Ольга Викторовна отважилась и поехала напрямую в Департамент. Ее встретили не без раздражения, отчитали за нарушение служебной субординации. Но средства выделили! А вслед за областью резервный фонд отыскал и город. Это позволило укрепить фундамент храма, сделать отсечную гидроизоляцию, перекрывшую доступ воды к стенам. Отступила нависшая над храмом угроза. Наследие веков удалось удержать в третьем тысячелетии.
***
«Наследие веков – третьему тысячелетию!» – такое ко многому обязывающее название получил перспективный план развития музея. Именно с разработки конкретной стратегии начала работу на посту директора Ольга Викторовна Лебедева. Богатое историко-архитектурное наследие, которое свалилось на ее плечи, нуждалось прежде всего в средствах. Чтобы привлечь их в музей, начали действовать по нескольким направлениям сразу.
В первую очередь решили развивать туристическую деятельность. Обычно гости приезжали в Соликамск через пермские агентства. Музейщики сочли возможным обойтись без посредников. Но, чтобы приобрести лицензию, нужно было подготовить специалистов. Пришлось сотруднику музея Елене Леонидовне Агафоновой осваивать в Московском институте культуры специальность менеджера. Так Соликамский краеведческий музей стал единственным музеем области, имеющим официальное разрешение заниматься туризмом.
Чтобы заявить о себе, старались не пропускать ни одной туристической
ярма
О Соликамске заговорили. Вслед за туристами из области сюда потянулись екатеринбуржцы, свердловчане, москвичи, даже финны, немцы, американцы. Гости, особенно иностранные, застывали в изумлении, попав в центре промышленного города в ХVII век. За год в музее побывало сто тысяч человек, почти столько же, сколько живет в Соликамске.
В 2002 году туризм стал одним из основных направлений работы музея.
Туристический бум в конце концов расшевелил и местное население. Соликамцев, наконец-то, осенило, что, если в их музей едут отовсюду, значит, здесь есть что смотреть. Если в 2002 году половину посетителей музея составляли иногородние, то в июне-июле 2003 года из 164 групп 114 было из Соликамска.
Музей и город шагнули навстречу друг другу. |
Кружка. Серебро, позолота. XIX в. |
***
Акция «Музей и город» должна была помочь музейщикам выяснить, что же известно соликамцам о достопримечательностях города. Слышали ли они о тайнах Дома Воеводы, знают ли, что в подклетах Троицкого собора укрывали в войну сокровища десяти музеев страны, помнят ли о главном празднике города? Волонтеры спрашивали у жителей, часто ли они посещают музей, а если нет, то что им мешает. Оказалось, горожанам не хватает информации.
Пришлось музейщикам всерьез заняться вопросами рекламы. Размещать ее согласились многие учреждения и организации города. Газета «Наш Соликамск» выделила даже специальную страничку.
Музей развернул и собственную издательскую деятельность. Доходы от туризма помогли приобрести дополнительные компьютеры, необходимую оргтехнику. Появились красочные брошюры, буклеты, наборы открыток. Музей начал заявлять о себе как об имиджевом учреждении города.
|
Наверное, такому огромному музею, как Соликамский, больше бы подошел федеральный статус. Но получить его можно, только встав вначале на областное финансирование. Область же всегда найдет повод отказаться от лишних забот.
А как справляться городу, если музеем является почти весь его центр? И на что рассчитывать музею?
У музея, имеющего на балансе двадцать три памятника, нет даже специальной хозяйственной группы. Поражаешься стойкости заведующей хозчастью Анны Ивановны Соколовой, которая страхует и наставляет уже третьего директора (за что и заслужила в коллективе прозвище «Играющий тренер»).
Почти восемь лет не имели сигнализации фонды музея. Лучшие фонды области, размещающиеся в памятнике архитектуры ХVIII века – Воскресенской церкви!
Гохран! Лишь в 2003 году добились-таки установки системы современного уровня, позволяющей надежно защитить экспонаты.
И все проблемы – из-за нехватки средств.
Ежегодно музейщики обращаются в федеральную программу развития культуры России, пишут всевозможные гранты, участвуют в разработке целевых программ, ищут спонсоров. Но сколько бывает напрасных ожиданий! Так и не получил музей из федерального бюджета обещанных средств на реставрацию Троицкого собора…
***
В стенах Троицкого собора Девятая пятница стала пробуждаться в начале девяностых. Тогда здесь была создана стационарная выставка, раскрывающая историю города через его главный праздник.
Предметы, некогда составлявшие быт купеческого города, сберегли дыхание былого Соликамска. По Бабиновской дороге
доставляли, на радость местным щеголихам, парчу и бархат, французское кружево и даже боа из перьев страуса.
- Через Соликамск с 1597 года пролегал путь, соединяющий западную и восточную части России. Эта первая государева дорога, названная Бабиновской (по имени ее первооткрывателя и устроителя А. С. Бабинова), была ключом к Сибири. Разбогатевшие соликамские купчики, снарядив обозы, отправлялись по ней через Уральский хребет сбывать свою продукцию.
С Бабиновской дорогой связано самое курьезное событие в истории Соликамска: рекрутский набор… девок. Дело в том, что на ямские станции, обслуживающие дорогу, были набраны не только русские, но и манси: за Уралом начинались их поселения. В первую же зиму манси, изумленные тем, что лошадки не хотят добывать ягель и умирают, съели их, чтобы избавить от мучений. Движение по дороге оказалось под угрозой.
На место манси срочно посадили вятских ребят, а чтобы те не разбежались, решено было снабдить их невестами. Вот и начали набирать в рекруты девок, достигших 18 лет, но не вышедших замуж.
Даже такими абсурдными методами сохраняли важнейший путь из Европейской России в Сибирь.
Протяженность дороги была двести шестьдесят три версты (двести восемьдесят км), ширина три сажени (шесть метров). Дорога имела тридцать семь мостов. Обозы двигались по ней восемь – десять дней, верховые – три – шесть дней.
|
Чайник. Серебро. XIX в.
|
В витрине, воссоздающей обстановку лавки готового платья, можно потрогать корсет, полюбоваться нарядами прошлого века. Из Америки, где начинал производство знаменитый Зингер, прибывали в Соликамск и первые швейные машинки.
Во все времена дамы стремились не отстать от моды. Мужчин же отказаться от консервативных привычек силой заставлял Петр I. Именно в гулких залах Троицкого собора оглашен был знаменитый указ о бритье бород и укорачивании кафтанов. Ох и роптали бояре да купцы, направляясь к выходу! А там их уже поджидали солдаты с ножницами...Купеческий быт невозможно представить без традиционного чаепития. Соликамцы убеждены, что первые самовары появились именно у них.
|
Как только не изощрялись мастера, создавая и самовар-печку, и самовар-бочонок, и самовар-походный сундучок, и даже самовар в стиле ампир. Кстати, местные жители воду хранили не в бочках, а в медениках. Не зря же город величали медной столицей.
Как давно это было… Неужели все это было?
|
Солонка-чарка. Серебро, позолота, эмаль. XIX
в.
|
Медленно плыли хоругви во главе крестного хода, гомонили пестрые торговые ряды на Девятую пятницу.
В центральной части экспозиции, словно на карауле, замерли хоругви, оберегая «Сон о Соликамске». Великолепное карандашное панно не менее красноречиво, чем экспонаты, рассказывает о жизни города. Навсегда ушедший старый Соликамск отражается в памяти, как в реке. Выпаривается соль в варницах. Маленький пароходик застыл у пристани. Ввысь взметнулись купола храмов. Под монастырскими сводами святые отцы молятся о благоденствии города. Люди минувшей эпохи испытующе вглядываются в нас. Их лица видишь словно сквозь туман светлой грусти и ностальгии. Солевары, ремесленники и священники, дети, молодожены и старики. Они жили и верили, что хранит их святой заступник Николай Чудотворец, молились и радовались буйству ярмарок на Девятую пятницу по Пасхе.
|
А Девятая пятница, притаившись под сводами Троицкого собора, ждала праздника, чтобы вернуться в город.
***
Поводом для праздника стало 390-летие установления воеводства в Соликамске. Ни десять, ни двадцать лет назад подобное событие не отмечалось. Но музейщики решили непременно использовать эту дату, чтобы привлечь внимание к истории и культуре города.
Дом Воеводы, которому предстояло стать центром торжеств, стоял среди старых засохших тополей, точно замок Спящей красавицы в заколдованных дебрях. Нуждалась в благоустройстве и окружающая территория. Музейщики вместе с журналистами газеты «Наш Соликамск» обратились за поддержкой к горожанам. На призыв отозвалось немало добровольцев. Начальник пенитенциарного учреждения полковник В. Ф. Ермолаев предложил помощь своих сотрудников и заключенных. Городские службы тоже не остались в стороне. Совместными усилиями возвращали достойный вид музейному комплексу, а значит – и центру города.
Проявили заинтересованность спонсоры. Председатель фонда «Соль Камская» Н. А Репин выделил средства на ремонт Дома Воеводы. Откликнулись фонд «Верхнекамье», возглавляемый Г. П. Тушнолобовым, АО «Сильвинит» и другие предприятия города.
В обновленном нарядном Доме Воеводы музейщики создали интереснейшую экспозицию, посвященную истории воеводства.
Праздничные торжества решили приурочить ко Дню города, который, по настоянию музейщиков, решили впредь отмечать на Девятую пятницу по Пасхе.
Центром всех мероприятий стал музей. В Богоявленской церкви владыка Пермский и Соликамский Иринарх отслужил торжественный молебен. Кстати, Богоявленская церковь не так давно стала архиерейским подворьем. Музею и церкви удалось договориться о совместном использовании храма. Бесспорно, культовое здание должно служить, но нельзя забывать и об огромной просветительской роли, которую играет Музей древнерусского искусства в культурной жизни города. К тому же именно музейщики сохранили для потомков дивный иконостас, которому сейчас необходима срочная реставрация. Нуждается в ремонте и храм. Ни у церкви, ни у музея по отдельности не хватит средств на дорогостоящие восстановительные работы. Лишь объединив усилия, удастся сохранить уникальные памятники архитектуры и искусства.
Торжества продолжились в Доме Воеводы. Именно там, а не в здании администрации владыка вручал награду мэру Соликамска. Глава города предстал перед земляками в воеводской шубе, которая стала его основным праздничным нарядом.
Все три дня на территории музея было шумно и весело. Театрализованные представления, концерты, народные гуляния пробудили ту атмосферу, которая царила в Соликамске на Девятую пятницу по Пасхе.
И главный праздник вернулся в город.
В праздничные мероприятия музейщикам удалось вплести и весьма серьезную конференцию. Ее тема – «Государственные органы власти и местное самоуправление» – была необычна для музея, но организаторы понимали, что сейчас, в период строительства новой российской государственности, она волнует многих ученых, историков, политиков. Такая конференция в регионе проходила впервые и вызвала огромный интерес научных работников и представителей администраций Урала и Сибири. Центральными темами для обсуждения стали проблемы воеводской системы управления; тенденции экономического развития древних городов Прикамья; пути сохранения исторического наследия городов Урала; роль музеев в воспитании подрастающего поколения. Миссию музеев отмечали особо. Доктор исторических наук, профессор ПГУ Г. Н. Чагин заявил даже, что, хотя и считается, что в Соликамске три кита, то есть три промышленных предприятия, на которых держится город, но, тем не менее, градообразующим предприятием является музей. С этим трудно не согласиться, хотя музейщики возразили, что СКМ не градообразующее, но имиджевое предприятие города.
Кстати, перспективный план работы музея лег в основу городской программы развития культуры. И музейщики получили средства на ремонт Соборной колокольни.
***
Соборная колокольня – один из символов Соликамска. Ее форму имеет даже въездной знак, встречающий гостей города. Основана колокольня была в 1713 году. Благодаря своей высоте она занимает главенствующее положение в центральном архитектурном ансамбле. Долгое время на звоннице несли службу городские пожарные караульщики. Особенность соборной колокольни в том, что установлена она на «палатах каменных» – двухэтажном здании на подклете. Когда-то в нем располагался магистрат, затем – Городская дума, училище, суд. Но главное – гулкие палаты первого этажа хранят память о многих великих российских путешественниках. Соликамск был заставой на пути в Сибирь. Знаменитые исследователи северного края непременно останавливались здесь, ожидая свои обозы. Побывал тут и доктор медицины Д. Г. Мессершмидт, возглавлявший экспедицию в Сибирь; по несколько месяцев жили направлявшиеся на Камчатку
Г. В. Стеллер и Витус Беринг; не проехал мимо и С. П. Крашенинников.
Сейчас в соборной колокольне размещается музей природы. Экспозиция знакомит с флорой и фауной края, интересные выставки посвящены геологии и палеонтологии.
А совсем недавно для самых маленьких здесь создали комнату сказок. Заведующая музеем Е. В. Ворожцова решила создать уголок для семейного отдыха, оживив сказку. Тому, кто преодолеет козни Бабы Яги, охраняющей вход, расскажут о тайне Царевны-лягушки, под личиной которой вполне могла скрываться богиня ночи и луны Морена, умеющая превращаться во всех земных гадов и оборачиваться лебедем. Ребята узнают, что яйцо, в котором хранил свою смерть Кощей, было, оказывается, костяным.
Посетителей непременно познакомят с бытом прошлого, покажут, как пряли и ткали, не обойдут вниманием и обычаи коренного населения этих мест – коми-пермяков. И всех желающих научат делать золотую рыбку!
Вскоре дети смогут получить на память о комнате сказок яркие закладки для учебников и столь любимые раскраски. Малыши приходят сюда вместе с родителями, купив всего один детский билет.
После ремонта Сборной колокольни музейщики планируют открыть доступ на смотровую площадку. Можно будет увидеть город с высоты птичьего полета и понять, как нуждается в защите эта красота. В людской защите. Ведь небесный покровитель Соликамска по-прежнему в Москве. На все запросы соликамцев там не обращают ни малейшего внимания. Видно, не так истолковали пословицу: «Соликамск-городок – Москвы уголок».
Сейчас прорвать завесу молчания пытается депутат Законодательного собрания Пермской области Г. П. Тушнолобов. Музейщики очень надеются, что ему это удастся. Подарок Ивана Грозного – городскую реликвию – необходимо вернуть в Соликамск!
***
В центре Соликамска дремлет семнадцатый век. Волны времени разбиваются о стены величавого архитектурного ансамбля и откатываются назад, в прошлое. Здесь минувшее обретает реальность и становится настоящим, трансформируясь в нас.
И если история – бесконечный сон череды поколений, то мы, как верно подметил Шекспир, «Из той же материи, что наши сны».
Краткая справка
Соликамский краеведческий музей – один из крупнейших музеев Пермской области. На его балансе находится двадцать три памятника, среди которых старейшие каменные здания на территории края: Дом Воеводы, Троицкий собор, церковь Богоявления и соборная колокольня. Все это – памятники федерального значения.
|
|