|
Людмила Долгина |
узея Михаила Осоргина в России нет. Удивляться этому не приходится, потому как имя этого писателя и его творчество не так давно вернулись на родину. |
|
«Времена», это о Перми. Но произведения Михаила Осоргина в основном читали лишь знатоки и специалисты, хотя они большей частью опубликованы в России, правда, ничтожными тиражами. Наметившееся было собрание сочинений из пяти томов из серии «Русская библиотека 1900-2000» (Изд. «Московский рабочий», тираж 5000 экземпляров) пока состоит из двух томов, и уже три года как продолжения не следует. Будем верить, что так будет не всегда, и, как минимум, еще три тома найдут своего читателя. Подписчиков ведь теперь нет, и обязательств по отношению к ним тоже нет. Так что в основе формирования интеллекта русского читателя опять же лежат законы рынка. Грусть какая. Слава М. Осоргина на родине была столь скромна, а критика столь ошарашена явлением классика, чье имя на Западе нередко ставилось впереди имени Ивана Бунина и уж точно впереди Мережковского, Адамовича, Замятина, что критике легче было промолчать, чем отдать должное или прославить, – для этого думать надо и анализировать. Впрочем, прошу прощения, такое сопоставление может выглядеть некорректно. В девяностые годы двадцатого века значительность творчества писателя нередко определялась его политичностью. Осоргин этим не страдал. Он был явлением языка, явлением нравственности и осмысления того, что советское литературоведение рассматривало лишь в определенном аспекте. Расширить аспект нам еще предстоит, и новые критики с незашоренным идеологией сознанием непременно придут. «Человечность – основа русской литературы, холодные писатели, неверующие, нелюбящие, не понимающие жертвенности, не прощающие ошибок, презрительные – у нас не вырабатываются. Начнут блестяще – и лопнут без особого треска…Критик может кривить рот в усмешку, а все-таки лучшие на свете книги написаны большими сердцами». Михаил Осоргин окончил Московский университет. В годы студенчества жил на литературные заработки, по окончании университета началась его адвокатская практика, но с литературной работой он не порывал. Революцию 1905 года принял романтично, хотя потом и утверждал: «Был в революции незначащей пешкой, рядовым взволнованным интеллигентом». И тем не менее в декабре 1905 года оказался в таганской тюрьме, через полгода чудом вышел на свободу, освободившись под залог, и бежал в Финляндию, потом в Италию. Долгое время был постоянным корреспондентом «Русских ведомостей», в 1916 году полулегально возвратился в Россию. Февральская революция застала Осоргина в Москве, и он отнесся к ней с надеждой. Но надежды не оправдались, это Осоргин понял однозначно и октябрьского переворота не принял: «Менять рабство на новое рабство – этому не стоило отдавать свою жизнь». Газеты закрывались одна за другой и тогда Осоргин «со товарищами» (среди которых были В. Ходасевич, Б. Зайцев, Н. Бердяев и другие) открыли «Книжную лавку писателей», которая стала своеобразным клубом московской интеллигенции, загнанной в тупик новыми обстоятельствами. Общение им было необходимо как хлеб насущный, без которого не выжить. |
|
И последняя страница московской жизни Осоргина: участие во Всероссийском комитете помощи голодающим, существовавшем чуть больше месяца. Шел 1921 год. Число жертв голода исчислялось миллионами. Комитет возглавил Л. Каменев, в него вошли видные писатели и деятели культуры, чьи имена знали на Западе. Искренне сочувствуя голодающим, Запад не доверял молодой советской власти и, видимо, опасался передавать средства для спасения людей. Комитету удалось быстро развернуть работу и получить полное доверие за пределами России. Осоргин стал главным редактором газеты, комитета «Помощь», успел выпустить три номера, и работа Комитета была прервана внезапным арестом его членов. В чем их обвиняли – так и осталось неясным, но очевидно, что чрезвычайно успешная деятельность непартийной структуры не понравилась Ленину. Он был оскорблен и довел дело до логического конца, приказав прессе: «Изо всех сил их высмеивать и травить не реже одного раза в неделю в течение двух месяцев». В результате – весьма гуманная высылка (заменяющая расстрел, поскольку у мировой общественности на виду): известный «философский пароход», отплывший осенью 1922 года в Германию. О последних минутах, когда был еще виден российский берег, Осоргин писал:
«Удивительно странное чувство в душе! Словно, когда она тут, на глазах, – не так страшно за нее, а отпустишь ее мыкаться по свету – все может случиться. А я ей не няня, как и она мне не очень любящая мать. Очень грустно в эту минуту».
Когда линия берега скрылась за горизонтом, Михаил Осоргин присоединился к своим спутникам, с бокалом в руке отмечающим скорбный день и предложил тост: «За счастье России, которая нас вышвырнула!» Ну а потом была целая жизнь: еще двадцать лет эмиграции, с настроениями которой Осоргин чаще всего не совпадал, считая, что: «На вопрос, кто вы, нужно отвечать не «извините, я русский», а просто «русский». Позже он напишет: «Вспоминая свои тюрьмы, ссылки, высылки, допросы, суды, всю историю издевательств, каким можно подвергнуть человека мысли независимой, в сущности, довольно ленивого и не заслужившего такого внимания, - я не думаю, чтобы погрешил слабостью или сдачей, или проявил себя малодушным, или попытался скрыть свои взгляды и смягчить учесть сделкой с совестью. Этого не было». Когда писатель Михаил Осоргин умер, в западной прессе о нем написали, что ушел из жизни «последний рыцарь духовного ордена русской интеллигенции». |
|
P.S. Пермский краеведческий музей вел переписку с женой М. Осоргина, которая мечтала вернуть Осоргина на родину, в столь любимую им Пермь. Она успела передать в музей многие личные вещи писателя, документы, письма, его прижизненные издания, она хотела оставить музею его стол, кресло – надо было только приехать во Францию и забрать. Но это было сопряжено с кучей ведомственных решений, оформлением и прочей суетой. Время ушло. Татьяна Алексеевна Осоргина-Бакунина умерла, и все наследство Осоргиных досталось племеннику. Он патриотизмом и прочей сентиментальной чепухой озабочен не был и когда пермяки его все-таки нашли, оказалось, что «хлам и рухлядь» он выкинул за ненадобностью. |