|
Людмила
Долгина |
дмурты, марийцы, татары, русские, чуваши живут в окрестностях села Ципья, что в Балтасинском районе Татарстана. И, между прочим, живут дружно. Никто не припомнит случая, чтобы ходили стенка на стенку… Никаких межнациональных конфликтов, хотя район находится на границе республики. Рядом Кировская область, республика Марий Эл и Татарстан. Но вот единой, преобладающей, национальности по деревням нет. Со старых фотографий смотрят местные люди: это удмурты, марийцы. Татарам тогда сниматься было запрещено по религиозным соображениям. Интересно, что фотографироваться было нельзя, но вот быть нарисованным – можно. Так что богатые купеческие татарские семьи тоже о себе наглядную память оставили. Оказывается, с помощью денег, и тогда можно было любой запрет обойти. | |
Советская власть татарской окраине ни одной мечети не оставила, а в соседней Кировской области, где большей частью русские жили, мечеть сохранили. Туда и ездили верующие из района. А до революции была в районе не только татарская мечеть, но и русская церковь. Обслуживала она 28 деревень. | |
Так в церкви поп русский был, а помощниками у него работали татарин и удмурт, оба крещеные… Обо всем этом мы узнали в сельском музее «Дружбы народов». Кто-то мудрый и знающий заметил, что музей – грандиозная памятная книга человечества… Музей в селе Ципья с неслучайным названием «Дружбы народов» – книга памяти сорока двух деревень и их окрестностей. У этой книги есть автор – Гарифзян Галиевич Галиев. Он эту книгу писал всю жизнь, он добился ее издания. Создав музей, он теперь продолжает вписывать в нее новые страницы. Можно сказать, что книга его бесконечна, что каждое новое поколение привносит в нее свою историю. Но самое главное, ее автор по-прежнему неутомим и деятелен. Только теперь не он дает жизнь своему детищу, а его грандиозный проект, вобравший в себя судьбы отдельных народностей, отдельных людей, отдельных мест и всего человечества, питает его энергией. Колоссальной энергией правильно и хорошо сделанной работы, которая нужна, очень нужна, просто необходима потомкам. Тринадцать томов книги отзывов на 28 языках народов мира… Гарифзяна Галиевича самого поражают такие цифры и сами отзывы, в которых не может не быть некоторой высокопарности. Не привык наш штатный посетитель рассказывать о своих впечатлениях, тем более в письменном виде. Это если только «слов нет, как понравилось», если только «душа просит» и удивлению, или каким-то иным чувствам не уместиться в благодарственном «спасибо». А за томами – люди разного жизненного опыта, разных национальностей, а значит, каждый нашел именно для себя то самое удивительное, трогательное, важное, о чем захотелось написать всем другим. |
Что же это за музей такой в одном отдельно взятом селе? Для какого такого музея построен целый комплекс сооружений? С 1986 года, считайте: восемь выставочных помещений. И не комнатки в сельской избе, а специальное здание, большие экспозиционные площади, несколько старомодное, но доверительное отношение к экспонатам. Назовите тему – и можете идти смотреть соответствующую экспозицию. Археологическую – пожалуйста. Вот вам бивни |
|
мамонта и его зубы, каменные топоры и стрелы, окаменелости и много чего абсолютно уникального. И что поразительно, и в этом главная достопримечательность музея, все найдено или приобретено на территории района. |
Вот костюмы всех народов, проживавших здесь. Этнографические коллекции просто замечательные: одни только лапти чувашей, марийцев, удмуртов, русских, татар чего стоят. Все разного фасона. А украшения замужней женщины, незамужней женщины, марийки или удмуртки, татарки или чувашки – все по-разному. В свое время Гарифзян Галиевич преподавал историю в местной школе, где учились дети из сорока двух деревень. Вот они из своих домов и несли в школу все эти удивительные находки, что пылились по чердакам и сундукам. А когда становилось теплее, учитель вместе с учениками собирал материалы в округе, вел раскопки, записывал рассказы местных жителей. Сам он тоже родом из этих мест, и | |
то, о чем вспоминали старики, тоже знал не понаслышке. Потом местные органы образования (не помнит он уже по какому поводу) выдали ему справку, что он десять лет отработал без отпуска… |
О военном лихолетье в музее рассказывают особенно подробно. Сам Гарифзян Галиевич в 1944 году попал на войну и служил до 1948 года радистом-стрелком в авиации. Воевал с японцами. После войны вернулся в родные места, преподавал физкультуру в школе семилетке, пять лет был председателем колхоза и учился в Казанском педагогическом институте. Как только институт был окончен, и специальность историка получена, он ушел из председателей и стал преподавать в ципьинской средней школе: был там сначала учителем, а потом директором. Вот тогда-то целенаправленно и стал собирать вместе с учениками музейные экспонаты. | |
Особенно запомнилось ему двадцатилетие Победы, когда впервые прозвучало: «Фронтовики, наденьте ордена». Участники войны собирались в музее, народ впервые видел их при наградах, они сфотографировались все вместе. Многие из них по просьбе Галиева оставили свои воспоминания. И каждый год людей, прошедших войну, становилось все меньше и меньше, на фотографиях это очень заметно, но каждый из них в истории своего села отмечен. Тогда учитель истории вместе с учениками из сорока двух деревень стал собирать, материалы по каждой деревне. Получилась «Священная книга» (так они ее назвали) – это история деревни, судьбы ее жителей, их рассказы и фотографии. Теперь эти 42 книги стоят в музее. Предположим, юная душа заинтересовалась: кто был дед, а рассказать уже некому, ребенок приходит в музей: - Можно посмотреть? - Можно, конечно, а для чего же тогда делали… На торжественном заседании, посвященном очередному юбилею Победы, что проходят в каждом сельском клубе, в каждой деревне, Гарифзян Галиевич просил предоставить слово одному из своих учеников. В своем селе выступал сам, а потом по его просьбе и с большим недоверием предоставили слово 14-летней девочке, что вместе с товарищами занималась сбором материалов об участниках войны в своей деревне. В три минуты она уложилась. И закончила тем, что назвала цифры: «Из села ушли на войну 65 человек, 38 не вернулись… Прошу почтить память минутой молчания…». Зал сначала замер и подтянулся, а потом зарыдал. На сцену на двух костылях вышел фронтовик и обнял девочку. - Куда там мои речи или речи районного начальства…Она тогда сказала все, что люди могли и хотели услышать о себе и о войне. И во всех деревнях все было точно так же. С тех пор музей не оставляет своей военно-патриотической работы. Потом был Афганистан, и жизни тех, кого смолола военная машина в те годы, а потом началась Чечня, и военная экспозиция, к сожалению, не может не пополняться. Сегодняшним фронтовикам чуть- чуть за двадцать. А материалы в музей их матери несут все те же: письма, стихи, любимые вещи, фотографии. Счастье, когда солдат сам расстается в стенах музея со своей военной жизнью. Но это уже не тот беззаботный мальчик, и его рассказ о войне так же сдержан и кровав. Сначала музей был при школе, потом размещался в двух комнатках, с 1965 года он действует. Сначала считался школьным музеем, потом народным, потом районным краеведческим музеем. Что сказать, до 1990 года существовал музей на общественных началах, и Гарифзян Галиевич Галлиев был его директором без всякой зарплаты: «Какая зарплата… Сколько мог, свои деньги тратил». Теперь краеведческий музей «Дружбы народов» – филиал национального музея. Фонды его учтены – более 14 тысяч предметов. Музей продолжает пополнять свои коллекции, и количество посетителей здесь ежегодно увеличивается: 15 тысяч экскурсантов не предел. Его создатель и бессменный директор Гарифзян Галиевич Галиев прожил большую красивую жизнь. И хотя он не народный артист и не великий писатель, но он творец в высочайшем значении этого слова. Он человек, хранящий и осмысляющий время и историю родных мест. На глазах односельчан он по крупицам собирал прошлое и настоящее и делал это во имя будущего, чтобы рассказать следующему поколению об истории родной земли. |
Его земляки – удмурты, марийцы, татары, русские, вероятно, счастливей многих из нас, потому что с помощью Гарифзяна Галиевича им дано было осмыслить свое место в жизни, свое, на своей земле. И слово патриотизм здесь имеет прямое отношение к тем событиям, что прошли перед глазами жителей | |
Балтасинского района в разные годы. Вот она, родная земля, по которой ходили наши предки, родная земля, где жили деды и прадеды, родная земля, которую защищали люди с похожими фамилиями и именами – русскими, татарскими, марийскими, удмуртскими…Не земля, а Музей Дружбы Народов на все времена. И все это богатство – дар великого современника своим согражданам. Бесценный дар, дар любви. Здоровья вам, Гарифзян Галиевич, на долгие годы, трудов праведных, почтения и признательности. |