|
|
|
Людмила
Долгина |
![]() |
|
Советская власть татарской окраине ни одной мечети не оставила, а в соседней Кировской области, где большей частью русские жили, мечеть сохранили. Туда и ездили верующие из района. А до революции была в районе не только татарская мечеть, но и русская церковь. Обслуживала она 28 деревень. | |
Так в церкви поп русский был, а помощниками у него работали татарин и удмурт, оба крещеные… Обо всем этом мы узнали в сельском музее «Дружбы народов». Кто-то мудрый и знающий заметил, что музей – грандиозная памятная книга человечества… Музей в селе Ципья с неслучайным названием «Дружбы народов» – книга памяти сорока двух деревень и их окрестностей. У этой книги есть автор – Гарифзян Галиевич Галиев. Он эту книгу писал всю жизнь, он добился ее издания. Создав музей, он теперь продолжает вписывать в нее новые страницы. Можно сказать, что книга его бесконечна, что каждое новое поколение привносит в нее свою историю. Но самое главное, ее автор по-прежнему неутомим и деятелен. Только теперь не он дает жизнь своему детищу, а его грандиозный проект, вобравший в себя судьбы отдельных народностей, отдельных людей, отдельных мест и всего человечества, питает его энергией. Колоссальной энергией правильно и хорошо сделанной работы, которая нужна, очень нужна, просто необходима потомкам. Тринадцать томов книги отзывов на 28 языках народов мира… Гарифзяна Галиевича самого поражают такие цифры и сами отзывы, в которых не может не быть некоторой высокопарности. Не привык наш штатный посетитель рассказывать о своих впечатлениях, тем более в письменном виде. Это если только «слов нет, как понравилось», если только «душа просит» и удивлению, или каким-то иным чувствам не уместиться в благодарственном «спасибо». А за томами – люди разного жизненного опыта, разных национальностей, а значит, каждый нашел именно для себя то самое удивительное, трогательное, важное, о чем захотелось написать всем другим. |
Что же это за музей такой в одном отдельно взятом селе? Для какого такого музея построен целый комплекс сооружений? С 1986 года, считайте: восемь выставочных помещений. И не комнатки в сельской избе, а специальное здание, большие экспозиционные площади, несколько старомодное, но доверительное отношение к экспонатам. Назовите тему – и можете идти смотреть соответствующую экспозицию. Археологическую – пожалуйста. Вот вам бивни |
|
мамонта и его зубы, каменные топоры и стрелы, окаменелости и много чего абсолютно уникального. И что поразительно, и в этом главная достопримечательность музея, все найдено или приобретено на территории района. |
Вот костюмы всех народов, проживавших здесь. Этнографические коллекции просто замечательные: одни только лапти чувашей, марийцев, удмуртов, русских, татар чего стоят. Все разного фасона. А украшения замужней женщины, незамужней женщины, марийки или удмуртки, татарки или чувашки – все по-разному. В свое время Гарифзян Галиевич преподавал историю в местной школе, где учились дети из сорока двух деревень. Вот они из своих домов и несли в школу все эти удивительные находки, что пылились по чердакам и сундукам. А когда становилось теплее, учитель вместе с учениками собирал материалы в округе, вел раскопки, записывал рассказы местных жителей. Сам он тоже родом из этих мест, и | |
то, о чем вспоминали старики, тоже знал не понаслышке. Потом местные органы образования (не помнит он уже по какому поводу) выдали ему справку, что он десять лет отработал без отпуска… |
О военном лихолетье в музее рассказывают особенно подробно. Сам Гарифзян Галиевич в 1944 году попал на войну и служил до 1948 года радистом-стрелком в авиации. Воевал с японцами. После войны вернулся в родные места, преподавал физкультуру в школе семилетке, пять лет был председателем колхоза и учился в Казанском педагогическом институте. Как только институт был окончен, и специальность историка получена, он ушел из председателей и стал преподавать в ципьинской средней школе: был там сначала учителем, а потом директором. Вот тогда-то целенаправленно и стал собирать вместе с учениками музейные экспонаты. | |
Особенно запомнилось ему двадцатилетие Победы, когда впервые прозвучало: «Фронтовики, наденьте ордена». Участники войны собирались в музее, народ впервые видел их при наградах, они сфотографировались все вместе. Многие из них по просьбе Галиева оставили свои воспоминания. И каждый год людей, прошедших войну, становилось все меньше и меньше, на фотографиях это очень заметно, но каждый из них в истории своего села отмечен. Тогда учитель истории вместе с учениками из сорока двух деревень стал собирать, материалы по каждой деревне. Получилась «Священная книга» (так они ее назвали) – это история деревни, судьбы ее жителей, их рассказы и фотографии. Теперь эти 42 книги стоят в музее. Предположим, юная душа заинтересовалась: кто был дед, а рассказать уже некому, ребенок приходит в музей: - Можно посмотреть? - Можно, конечно, а для чего же тогда делали… На торжественном заседании, посвященном очередному юбилею Победы, что проходят в каждом сельском клубе, в каждой деревне, Гарифзян Галиевич просил предоставить слово одному из своих учеников. В своем селе выступал сам, а потом по его просьбе и с большим недоверием предоставили слово 14-летней девочке, что вместе с товарищами занималась сбором материалов об участниках войны в своей деревне. В три минуты она уложилась. И закончила тем, что назвала цифры: «Из села ушли на войну 65 человек, 38 не вернулись… Прошу почтить память минутой молчания…». Зал сначала замер и подтянулся, а потом зарыдал. На сцену на двух костылях вышел фронтовик и обнял девочку. - Куда там мои речи или речи районного начальства…Она тогда сказала все, что люди могли и хотели услышать о себе и о войне. И во всех деревнях все было точно так же. С тех пор музей не оставляет своей военно-патриотической работы. Потом был Афганистан, и жизни тех, кого смолола военная машина в те годы, а потом началась Чечня, и военная экспозиция, к сожалению, не может не пополняться. Сегодняшним фронтовикам чуть- чуть за двадцать. А материалы в музей их матери несут все те же: письма, стихи, любимые вещи, фотографии. Счастье, когда солдат сам расстается в стенах музея со своей военной жизнью. Но это уже не тот беззаботный мальчик, и его рассказ о войне так же сдержан и кровав. Сначала музей был при школе, потом размещался в двух комнатках, с 1965 года он действует. Сначала считался школьным музеем, потом народным, потом районным краеведческим музеем. Что сказать, до 1990 года существовал музей на общественных началах, и Гарифзян Галиевич Галлиев был его директором без всякой зарплаты: «Какая зарплата… Сколько мог, свои деньги тратил». Теперь краеведческий музей «Дружбы народов» – филиал национального музея. Фонды его учтены – более 14 тысяч предметов. Музей продолжает пополнять свои коллекции, и количество посетителей здесь ежегодно увеличивается: 15 тысяч экскурсантов не предел. Его создатель и бессменный директор Гарифзян Галиевич Галиев прожил большую красивую жизнь. И хотя он не народный артист и не великий писатель, но он творец в высочайшем значении этого слова. Он человек, хранящий и осмысляющий время и историю родных мест. На глазах односельчан он по крупицам собирал прошлое и настоящее и делал это во имя будущего, чтобы рассказать следующему поколению об истории родной земли. |
Его земляки – удмурты, марийцы, татары, русские, вероятно, счастливей многих из нас, потому что с помощью Гарифзяна Галиевича им дано было осмыслить свое место в жизни, свое, на своей земле. И слово патриотизм здесь имеет прямое отношение к тем событиям, что прошли перед глазами жителей | |
Балтасинского района в разные годы. Вот она, родная земля, по которой ходили наши предки, родная земля, где жили деды и прадеды, родная земля, которую защищали люди с похожими фамилиями и именами – русскими, татарскими, марийскими, удмуртскими…Не земля, а Музей Дружбы Народов на все времена. И все это богатство – дар великого современника своим согражданам. Бесценный дар, дар любви. Здоровья вам, Гарифзян Галиевич, на долгие годы, трудов праведных, почтения и признательности. |
![]() |