т старинного города Вщижа (на его развалинах и побывал когда-то Тютчев) остались хоть курганы. На месте расположенного на левом берегу реки Малый Черемшан Биляра, былой столицы Волжской Булгарии, нет и их. Село Билярск, внешне ничем особенным не выделяющееся, а рядом огромное, заросшее густым ковылем, бескрайнее поле. Видны какие-то всхолмления, оплывшие остатки огромных валов и немногие раскопанные фундаменты строений. Где-то в небесах, еле видимый для глаза, парит орел. Точно так же, вероятно, парил он и почти тысячу лет назад. Только внизу были не заросли трав, полевых цветов и кротовые норки, а гигантский город площадью почти в 800 гектаров, с воротами из чистого золота, о которых рассказывают предания. Один из самых больших городов в тогдашнем мире. В сравнении с ним и Париж, и Лондон, и Киев смотрелись сущими поселками. Ровней ему был блистательный Самарканд. Только Багдад и Константинополь раскинулись на большей территории, что, кстати, подтверждают результаты аэрофотосъемки городища – первой в лесостепной зоне в северо-восточной Европе.
Здесь владыки блистали в парче и шелку,
К ним гонцы подлетали на полном скаку…
|
Предметы домашнего хозяйства: топоры, чесала, замок от лошадиных пут, дужки ведер, ухват
|
Где ж всё это? На аэрофотоснимке хорошо различима структура города: внутренний (в центре него располагался царский дворец), внешний, кольца оборонительных валов…
Даже имя великого города нам точно не известно. Биляром он называется сейчас, и схожее название встречается лишь в одном из древних источников, где упомянуты «Булярская земля» (terra Bular) и ее обитатели (bilers). В русских летописях он зовется Великим городом. Многие исследователи считают, что именно этот город назывался и Булгаром, а поселение на берегу Волги,
ставшее потом
|
первой золотоордынской столицей (некоторые историки называют его Внешним Булгаром), в домонгольские времена ни размерами, ни пышностью отнюдь не блистало. В подтверждение приводится довод, что древние болгары Булгаром называли
|
Каменное ядро, керамические сосуды
|
любой крупный город; ведь и в значительно более поздние времена нынешняя Казань звалась Булгар аль-Джадид, то есть новый Булгар. Возможно, они правы. Возможно, и нет. Вполне нормальна с чисто географической точки зрения такая ситуация. Новообразованное государство имеет первую столицу на окраине, ближе к магистральным транспортным путям, а по мере собственного развития переносит ее в глубь территории. Примеров таких переносов немало во все времена. Но в целом, как справедливо замечает
один
|
из историков, «письменные источники о Биляре» малочисленны, малосодержательны и противоречивы. Это обстоятельство заставляет нас обращать свои взоры к археологии».
|
Днище сосуда со знаком-тамгой
|
А вот в плане археологическом Биляру не слишком везло. Жизнь на городище прекратилась в XIII веке, но еще пятьсот лет спустя неутомимый Василий Татищев видел одиноко стоящий среди поля огромный минарет. Когда же на городище пришли первые исследователи, на месте минарета была лишь глубокая яма – «добрые обыватели» растащили памятник на стройматериалы, включая весь фундамент. Иногда, довольно смело, Билярское городище сравнивали с легендарным холмом Гиссарлык,
под которым Генрих
|
Шлиман нашел остатки Трои. Биляр в конце века ХХ, кажется, дождался своего Шлимана – профессора Казанского университета Альфреда Хасановича Халикова. Халиков раскопал то, что осталось от огромной соборной мечети (площадь ее была
|
Реконструкция Билярского караван-сарая. X-XIII вв.
|
приблизительно 25000 кв. м!), самой старой в Восточной Европе. Рядом с ней – не совсем понятного назначения здание с хорошо сохранившейся системой отопления. Одни историки считают его баней, другие – жилищем богатого человека. Во всяком случае, сейчас его принято называть «домом феодала». За пределами стены внешнего города
фундаменты одного из больших караван-сараев, в которых останавливались приезжавшие на грандиозные билярские
|
торжища купцы. В караван-сарае наличествовали также система отопления и водопровод. Отыскалась в толщах культурного слоя и совершенная редкость – мастерская алхимика.
Но… в 1994-м умер Халиков, да и эпоха великих перемен отнюдь не способствовала финансированию раскопок, которые сегодня практически прекратились. Поэт когда-то сказал: «Все оттенки смысла умное число передает». Так вот : на сегодняшний день раскопано 0,1 % (одна десятая процента!) территории булгарской столицы. Говоря совсем не по-научному, просто дух захватывает, когда попытаешься представить, сколько еще сокровищ (и, в частности, кладов) таит в себе билярская земля. Если уж копаный-перекопаный крымский Чуфут-Кале два года назад одарил археологов огромным кладом золотых монет, то практически нетронутый Биляр…
Изделия билярских мастеров (особенно женские украшения) поражают и сейчас. Вполне вероятно, что в страшный час монгольской осады многие из них постарались понадежнее спрятать и творения рук своих, и то, что было накоплено за всю жизнь, и не их вина, что не пришлось им вернуться к тайникам своим. Судя по всему, защищались билярцы отчаянно, и монголы не щадили ни малых, ни старых. Русская летопись сообщает: «Тое же осени (1236 г. – Г. О.) придоша от Восточные страны в Болгарьскую землю безбожный татары и взяша славный Великий город Болгарьский. Убивают всех, не разбирая, старых и юных, красивых и безобразных, богатых и бедных, сопротивляющихся и покорных…без всякой пощады. А город их пожгоша огнем…»
|
Анас Абдрахманович Кутуев, директор Билярского государственного археологического и природного музея-заповедника
|
Кое-что из билярских древностей можно сейчас увидеть в небольшом поселковом музее, но сразу грустнеет директор его Анас Абдрахманович Кутуев, когда пытаешься заговорить с ним о перспективах продолжения раскопок и, соответственно, пополнения музея.
Но, на счастье, Билярск – это не только древнее городище.
В его историческом «спектре» отчетливо различима и «химическая» линия. Рядом с историческим музеем расположен музей знаменитых химиков, исследователей фосфороорганических соединений Арбузовых, отца и сына – Александра Ерминингельдовича и Бориса Александровича, много лет отдавших Казанскому университету. В Казани находится и «главный» музей,
|
посвященный им. А неподалеку от Билярска расположен небольшой погост, в центре которого маленькая часовня-мавзолей. Кругом ни души, одни поля да лес вдалеке. Но следы былого человеческого жилья видны отчетливо, и очень легко представить себе стоявшую здесь деревеньку с небольшим господским домом. Звалась она Бутлеровкой и была любимым местом трудов и отдохновений великого русского химика – Александра Михайловича Бутлерова.
Бутлеров, уроженец недалекого Чистополя, прожил всего 58 лет, но сделать успел столько, что многим иным и на две жизни хватит. Чаще всего его называют отцом русской органической химии (именно для него впервые в России была создана соответствующая кафедра в Петербургском университете), но это только самая короткая, самая общая формула. Казалось, все успевал этот богатырского сложения человек. Как-то зашел он к приятелю, но, не застав того дома, взял здоровенную кочергу (визитки, как назло, в кармане не оказалось!) и согнул ее в форме буквы «Б». Понятное дело, приятель сразу понял, кто навестил его…
Неполных 32-х лет от роду он впервые стал ректором Казанского университета, можно ли что-то подобное вообразить сейчас? И кто сейчас помнит, что помимо «химических» заслуг, Бутлеров является и родоначальником русского пчеловодства? Книга Бутлерова «Пчела, ее жизнь и главные правила толкового пчеловодства» отнюдь не устарела и сегодня. Такому богатырю силы и мысли, казалось бы, еще жить да жить, но весной 1886 года Бутлеров, упав на улице, сильно повредил ногу, по настоянию врачей вынужден был перейти на постельный режим. Немного оправившись, он переехал в любимую Бутлеровку, но резкая и довольно длительная перемена в ритме и темпе жизни, видимо, надломила богатырский организм. 17 августа Бутлеров скоропостижно скончался от разрыва сердца в своем рабочем кабинете и был похоронен на маленьком деревенском погосте. Сейчас он содержится в идеальном порядке, к нему проложена специальная дорога: участники научных конференций и съездов, проходящих в Казани, непременно приезжают сюда.
И еще одно истинное чудо есть в Билярске, и знают о нем даже те, кто никогда и ничего не слышал ни о великом городе Биляре, ни о славных деяниях семейства Арбузовых и Александра Бутлерова. Зовется это чудо Святым источником или Святым ключом и находится у подножия горы Хузялар тауы и равно почитается и христианами, и приверженцами ислама. Гора высока, у нее плоская вершина, что явно обнаруживает очень давнее присутствие человека на ней. И точно: люди жили здесь чуть ли не
с VIII века. На горе находилось языческое святилище, в нем древние булгары приносили жертвы главному своему богу – Тенгре. Место святилища доступно для осмотра и сегодня. Но многочисленные паломники поднимаются выше – на самую вершину, с которой связана самая знаменитая билярская легенда, в честь которой гору иногда еще называют горою Двенадцати девушек или Девичьей горой.
|
Святой источник
|
Мусульмане рассказывают: «Говорят, в некогда стоявшем неподалеку городе Марджане жил когда-то человек по имени Тырышмал Хужа, и было у него двенадцать дочерей-красавиц. Далеко шла слава об их красоте, многие знатные и незнатные юноши были в них влюблены, но, как нередко случается в истории, отыскались люди, которые, получив от девушек отказ, решили овладеть ими силой.
Вскоре огромное вражеское войско
окружило и сожгло Марджан. Девушки
вместе с отцом попали в плен. Их привели
на то место, где сейчас стоит гора
Хузялар Тауы, и велели носить платками
землю. Так появилась гора, на вершине
которой враги собирались живьем
закопать Тырышмала и его дочерей в
землю – в назидание другим непокорным. Но в один миг на глазах у всех девушки
|
превратились в двенадцать звезд и вознеслись на небо, а их отец, прыгнув с крутого склона горы, стал родником, который до сих пор почитают люди…».
А христиане поведают, что однажды из здешней церкви пропала почитаемая всеми икона. Вскоре татарская девушка, проходившая по берегу близлежащего озера, увидела плавающую на поверхности икону «русского бога», как говорила она сама. Девушка взяла грабли, и икона сама подплыла к ней. Ее водворили на место, но ночью она пропала опять, и снова та девушка увидела ее посреди озера. Но в это раз икона не далась ей в руки, и внезапно услышала она голос: «Если желаешь меня поймать, прими христианство. Тогда я сама вновь приду к тебе в руки и больше из церкви не исчезну».
Девушка приняла христианство и до самой смерти почиталась местным населением, как святая. Похоронили ее на склоне горы, из-под которой забил ключ. И любой скажет, что ключ – это слезы той святой, которые проливает она над грехами рода человеческого…
В 1997 году Девичью гору привели в порядок: на вершину теперь ведут удобные лестницы, доступные даже для самых пожилых. Святой ключ сделался центром целого архитектурного ансамбля, выстроенного, как говорят многие паломники, не внешней красы ради, а для удобства людей. Есть большая икона, перед которой могут помолиться православные. Есть специальные площадки, где мусульмане могут принести в жертву барана.
…И снова клубятся дымки над Девичьей горой, над остатками древнего города Балынгуза, куда, по преданию, ушли уцелевшие жители Биляра, и над самим городищем… То ли как напоминание о страшной гибели великого города, то ли как сигнал, что великое множество открытий сделает в этих местах пытливый ум человеческий… |