Мы спрашивали, как проехать к музею Андреева, сворачивали и сворачивали на вновь подбежавшую улочку, и конца этим поворотам направо и налево не было. А все потому, что ни одного указателя к музею Андреева на дорогах слободы нет.... Впрочем, нет их и в городе Орле. Так что добраться до любимого писателя могут только его истинные почитатели. И таких немало. Приблизительно тысяча в месяц. Местный слободской люд музей не обижает. Даже будучи в серьезном подпитии, местный житель на голубом глазу расскажет вам, что "Андреев — он наш писатель", и правильно укажет дорогу к храму. В данном случае дому — на Второй Пушкарной улице, где есть мемориальная доска. Дом этот замечателен тем, что строил его отец писателя, Николай Иванович, своими руками и по своему проекту. Пушкарная слобода того времени — это место особенное. Все орловские писатели рождались в дворянской части города, а здесь жил всякий мастеровой люд. Пушкарная слобода славилась кулачными боями. Ходили стенка на стенку, причем в драках принимали участие не только мужики, но и их простоволосые жены и даже детишки. |
|
|
|
Здесь существовала своя мораль: в драке не били лежачих, не уважали чужую собственность, чужаков били нещадно— зачем пришел? По выходным и церковным праздникам водили хороводы, громко пели под гармонь и крутили любовь только со своими девицами. Вместе с тем были здесь и дома дворян, которые держали их как дачные и выезжали сюда с семьей на лето. Так что впечатления детства у писателя Леонида Андреева оказались весьма разнообразные. Отца его на улице звали барином, так как он был образован и состоятелен: еще бы землемер—оценщик! Николай Иванович Андреев женился по любви на девушке из обедневшего польского, давно обрусевшего дворянского рода. Она рано осталась сиротой и воспитывалась у родственников. О ее образовании никто не заботился. Но фантазеркой она была отчаянной. К тому же полька: гордая, красивая. Конечно, когда они только поженились, ни о каком доме и речи быть не могло. Николай Иванович получал 15 рублей жалованья, и денег с трудом хватало на то, чтобы снимать квартиру и кое-как сводить концы с концами. |
| После рождения первенца Леонида ему удалось получить место в Орловском общественном банке и сделать там неплохую карьеру. Вот тогда-то он покупает место и строит тот самый "громадный" дом на высоком фундаменте, в котором сейчас находится музей. К сожалению, не только музей. | |
| После Леонида рождается еще девять детей, но в живых остается шестеро. И все-таки у матери к своему первенцу особое отношение, так же, как у него к ней. Об этом рассказывает интереснейшая статья Ирины Ли, старшего научного сотрудника музея Леонида Андреева, опубликованная в нашем журнале в отделе публикаций. Так что мы обойдем эту тему. | |
|
Рано умер отец, ему в то время было всего сорок два года, и с этой поры Леонид Андреев, старший сын в семье, берет на себя ответственность за всех и навсегда. Еще учась в гимназии, он зарабатывает уроками рисования, потом едет в Петербург, поступает на юридический факультет университета. Надо ли рассказывать о том, как нелегко постигалась наука, как трудно жилось в бедности, как счастливо и тяжело переживалась любовь, как больно было соприкасаться с жестоким миром людей, сколько раз попытки самоубийства, к счастью, оказывались неудачными. Став знаменитым писателем и состоятельным человеком, Леонид Андреев так и не стал европейцем в том смысле, в котором был европейцем Иван Сергеевич Тургенев. Не прижилась крахмальная сорочка и трость из красного дерева. Он везде и всегда оставался работником и главой большой семьи. Никогда не отказывал в помощи родственникам, помогал своим сестрам и братьям, их детям, двоюродным сестрам и племянникам. По выражению одного из своих друзей, "в какую бы игру не играл Леонид Андреев, он всегда делал это с полной отдачей. Если он рисовал он был только художником. Если он занимался фотографированием это был только фотограф". То, что Леонид Андреев прекрасно рисовал и мог бы, вероятно, быть профессиональным художником, факт известный, хотя и недостаточно хорошо. А вот то, что он фотографировал, — это малоизвестный факт. Еще в начале века он сделал много цветных снимков. Частично эти снимки (автохромы) находятся в коллекции музея, частично — у потомков Леонида Андреева в Англии. Англичане выпустили альбом андреевских фотографий. Но это англичане... В 1904 году Андреев побывал в Орле. Читал в дворянском собрании свои рассказы в пользу малоимущих студентов. В 1908 году он был еще раз, а в 1910 году Андреев, по приезде в Орел, захотел вновь увидеть дом своего детства и юности в Пушкарной слободе. Дом был давно продан, и он попросил разрешения у хозяев посетить родные стены и провел там целый день. Исследователи считают, что связь со слободским домом существовала всегда. Когда у Леонида Андреева появилась возможность, он построил огромный дом в Финляндии, тогда это была окраина России. В доме было 15 комнат, и из окон был виден Кронштадт. Многое при постройке дома и отделке интерьеров делал своими руками. К примеру, кабинет, кабинет — мастерская, творческая лаборатория, был украшен собственными репродукциями из Гойи и собственными рисунками. Там же была его последняя картина "Царь Иудейский". Когда в его жизнь вошла библейская тема, ему были интересны все детали: семисвечник, каминные железные украшения — все делалось по эскизам самого Леонида Андреева, как и многие предметы домашней утвари. И при этом он работал, писал обо всем, что перечувствовал сам. И каждый раз, получая гонорар, выделял часть суммы для помощи начинающим авторам и просто нуждающимся. Будучи человеком стеснительным и щепетильным, он посылал свою помощь по почте или просил передать с оказией, опасаясь унизить человека ситуацией, когда кто-то дает деньги, а кто-то должен их взять. В начале XX века Андреев был писателем признанным и читаемым. Его пьесы шли на многих сценах. Слава его шагнула далеко за пределы России. Однако в послеоктябрьской стране его постарались забыть. За что? Нет, он не эмигрировал. Он по-прежнему жил в своем доме в Финляндии. Только Россия от него отделилась. Февральские события он пережил абсолютно спокойно, а когда произошла Октябрьская революция, он почувствовал, что происходит что-то вопиюще несправедливое, а главное — ужасно плохое для России. И он пытался остановить этот грядущий хаос: писал политические статьи, совершенно жутко характеризовал большевиков и Ленина, пытался призывать тех, кто еще мог слушать, остановиться в своем безумии. Его перестали печатать, и, олицетворяя всеобщий крах, на глазах стал разрушаться его дом на Черной речке в Финляндии. Особенно тяжелой была зима 1918 года, когда дети Андреева буквально голодали и не было дров, а дом не отапливался. Это было страшно. Как писал один из друзей Андреева, он стал трижды изгнанником: из творчества, с Родины и даже из собственного дома. Для него жизнь кончилась. |
|
![]() Ангелочек с рождественской елки |
Он умер в 1919 году. Внезапно. Собирался работать, прилег отдохнуть, вдруг вскрикнул и все было кончено. В 1924 году вышел его последний сборник в России "Реквием", уже памяти Леонида Андреева. И тридцать лет его вообще не печатали. Чего-чего, а в нашей стране умеют забывать. И только в пятидесятые годы стали появляться тоненькие сборнички его рассказов очень небольшими тиражами. Вспомните, еще совсем не так давно достать томик Андреева было сложно, да и в вузовских программах у студентов — филологов шестидесятых, семидесятых годов его имя почти не произносилось. Только в девяностых годах вышло собрание его сочинений в шести томах, конечно, не полное. А полное, академическое, еще только готовится к печати. |
| Но вот музей Андреева 21 августа 1991года в Орле открыли. Орловцы вообще своих писателей стараются не терять. 21августа 1991 года, в день рождения писателя, как вы помните, случился путч, грозящий возвратом в наше малопочтенное прошлое. Наверное, провидение тем самым напомнило, что дело сделано только наполовину, так как музей Андреева занимает лишь три пятых площади дома, выкупленной государством у частных владельцев. А две пятых осталось у людей, чья семья живет здесь с 1912 года. Вроде бы им тоже что-то предлагали, но они просили частный дом с землей, а такового не нашлось. С тех самых пор у дома Андреева два хозяина: музей и частник, что, как вы понимаете, несет ряд неудобств и для одной, и для другой стороны. В прошлом году пытались сделать в музее ремонт. Надо было бы поднять фундамент, так как дом слегка просел, но ведь три пятых отдельно не поднимешь. Надо было бы провести водопровод и канализацию, тем более что в другой половине эти удобства уже есть. Но не получилось. Частники не разрешили врезаться в их трубы. Имеют право. Так что музейные уборщицы зимой и летом воду из колонки носят, ну а с туалетом, как в начале прошлого века, — сами понимаете: мемориальный объект. И таких мелких гадостей, существенно омрачающих музейную жизнь, хватает. Нет у музея и приличного зала, куда могло бы прийти побольше людей. А нужда в этом зале огромная, так как музей работает. И в Пушкарной слободе это, может быть, единственный очаг подлинной культуры. К тому же здесь стараются сохранить атмосферу андреевского дома, а атмосфера здесь была замечательная во все времена, несмотря на нужду и лишения. В доме отмечались все праздники гражданские, и церковные, детские и взрослые, здесь собиралось общество, звучала музыка, читались вслух страницы, написанные старшим братом, Леонидом Андреевым. Здесь шутили, смеялись и просто жили, любя и уважая друг друга и всех тех, кто входил в дом. В музее ежегодно отмечают день рождения писателя 21 августа, это большой праздник, и на него стоит попасть. Впрочем, когда бы вы сюда ни пришли, вас обязательно ждут. И это главное. Сотрудники музея не в силах принять всех желающих. Читают очень много лекций в учебных заведениях, в учреждениях, на производстве. Казалось бы, эта форма работы устарела, но их приглашают, и они никому не отказывают. Если бы те самые две пятых дома, что заняты частными владельцами, освободились, музей мог бы существенно расширить экспозицию. Есть из чего ее сделать. К тому же при Андреевых в доме был ухоженный сад, но какой может быть уход за половинкой территории, когда на другой половине могут бродить куры, гуси, там огород, с которого кормятся. Вот и не трогают свою часть андреевцы, нет такой возможности. |
|