Грант Тульской области 2012 года |
Благоустройство
парка им. А.Т. Болотова в рамках программы «Паркотерапия по-болотовски» |
||
Богородицкий р-н, Тульская обл. | ||
6 июля 2013 года |
|
|
|
огородицкий дворец-музей и парк пригласил жителей и гостей города
Богородицка 6 июля 2013 г. провести один день в парке старинном и
стать участниками волонтерской акции «Паркотерапия по-болотовски»
– помочь в благоустройстве парка им. А. Т. Болотова,
а также стать участниками интерактивной театрализованной экскурсии и
других парковых затей. |
|
|
|
Из проекта «Паркотерапия по-болотовски – лекарство от апатии» Автор: Перова Ольга Владимировна, заведующая культурно-образовательным отделом Богородицкого дворца-музея и парка, филиала объединения «ИКХМ» Краткая аннотация проекта. «Паркотерапия по-болотовски – лекарство от апатии» - это образовательная программа, рассчитанная на весенне-летний период. Состоящая из нескольких компонентов, программа обеспечивает активный досуг и трудовую деятельность подростков, в ходе которого они могут получить основы знаний по ландшафтному и драматическому искусствам, живописи, рисунку, лепке. На базе музейного парка создается летняя школа садово-паркового искусства, в основе ее деятельности разработанные в конце XVIII века А.Т. Болотовым (1738-1833гг. Тульский ученый-энциклопедист, агроном, драматург и первый русский ландшафтный архитектор) рекомендации по соединению увеселительного и экономического составляющих при обустройстве микрорельефа. Основной компонент летней программы -- трудотерапия. Все участники принимают непосредственное участие в комплексе мер по воссозданию парка: чистят, убирают, копают, сажают и т.д. под руководством специалистов-озеленителей. Но помимо этого они осваивают основы живописи, рисунка и драматического искусства. Без этих элементов невозможно привитие настоящего понимания паркового искусства. Оптимальное количество учеников в группе 20-25 человек. Срок обучения каждой группы – 2 недели. Каждый курс обучения заканчивается презентованием проделанной работы, а именно театрализованной экскурсией по пейзажному парку "Блаженное искусство увеселяться красотами натуры", где будут продемонстрированы рукотворные достижения и дано драматическое представление в «зеленом театре». Для создания «зеленого театра» используются нетиповые конструкции: 3-4 частные деревянные легкие «боскета», на которых размещаются баннеры с копиями акварелей А.Т. Болотова с изображением основных "сцен" богородицкого парка XVIII столетия. Этот композиционный прием компенсируют отсутствие декоративного оформления парка и малых архитектурных форм, которыми он славился двести лет назад. Для всех участников программы и жителей города Богородицка пройдет акция "Один день в парке старинном", где будет представлен восстановленный объект парка, созданный руками юных богородчан. Наследие А.Т. Болотова и творческие изыскания сотрудников музея должны "работать", а именно – помогать людям снимать стресс посредством соприкосновения с искусством и природой. Цели и задачи проекта: Цели: 1. Формирование устойчивого интереса местного сообщества к жизни музея и расширение аудитории музея. 2.Формирование нового имиджа музея как образовательного центра регионального значения. 3. Приобретение пейзажным парком им. А.Т. Болотова официального статуса особо значимого объекта природного наследия. Задачи: 1. Компенсировать отсутствие в городе зон отдыха для молодого поколения; 2. Организация образовательной работы с посетителями в летний период, помимо экскурсионной; 3. Восстановление утраченной исторической части парка музейными средствами; 4. Возродить желание жителей собственными силами воccтановить парк как бренд города; 5. Разработка комплексной программы развития парковой территории как неотъемлемой части образовательной, научной, экспозиционной деятельности музея для изменения культурной роли Богородицкого дворца-музея в регионе; 6. Создание паркового музейного пространства; 7. Формирование научной базы и активизация исследовательской работы в изучении исторического ландшафта, его изменения и воздействия на городскую среду; 8. Визуализация исторических и пейзажных особенностей парка А.Т. Болотова и города Богородицка, а через них воздействие на переоценку значимости города для его молодых жителей. Целевая аудитория проекта 1. Подростки. Дети в возрасте 12-16 лет в нашем городе составляют 3,5 тысяч человек. Это 10 % от общего числа населения. Эта категория учащихся не посещает музей. Для них игровые и обучающие компоненты программ музея уже не интересны. А «взрослые» методики (лекции, классические концерты), которые им предлагает музей, еще неинтересны. Эту «вечную» дилемму можно преодолеть, если вовлечь подростков в созидательную «взрослую» деятельность. Проект предлагает для этой части аудитории своего рода «летнюю школу» по ландшафтному дизайну. Обучение – это воссоздание уголка первого русского пейзажного парка под руководством паркового реставратора. Музей получит «редкого» посетителя и возрожденный элемент парка, утраченный двести лет назад. 2. Дети, попавшие в сложные жизненные ситуации. На территории города находится детский реабилитационный центр. Это 50 детей, которые не могут жить в своих семьях по разным причинам. Их круг общения ограничен стенами центра, а прогулочная территория его забором. Предлагается организовать цикл мастер - классов по живописи, лепке и дизайну. Социальная роль музея будет подкреплена конкретными задачами в этом направлении: адаптация и получение новых навыков. 3. Семьи (родители с детьми). В средний статистический летний день в светлое время суток парк посещают 120-150 чел. Выходной день на природе – воскресная мечта ВСЕХ родителей. Для них планируется цикл театрализованных экскурсий с игровыми элементами (игры в крокет и пикник (в хорошем смысле слова)). 4. Молодые мамы с детьми от 0 до 3-х лет посещают наш парк каждый день для прогулок. Летом их число увеличивается в несколько раз, поскольку другого экологически чистого места в городе нет. Но они не являются, как и семьи, посетителями музейного пространства. Парк в их сознании – не часть музея. Поэтому музей предлагает им стать участниками программы и выбрать мастер-классы на пленере или воскресный день с экскурсионной составляющей, или «летнюю школу». 5. Безработные - 2% населения. Обладая свободным временем, они могут посещать обучающиеся семинары и мастер-классы, которые дадут им новые навыки, а также принять участие в восстановлении парка. 6. Пенсионеры – это 47% населения. Но только женщины из этой категории потенциальных посетителей парка при опросе пожелали тратить время на досуг в парке. Около 10% желают провести его активно. Музей сможет предоставить площадку для самореализации и отдыха. Продукт или услуга проекта: Это программа, которая обучая, развивая и развлекая, восстанавливает по крупицам исторический облик важного для местного сообщества природного и культурного объекта федерального значения – парка имени А.Т. Болотова (49,3 га). Это было стремлением не одного поколения богородчан и профессиональной мечтой многих ландшафтных архитекторов (М.П.Коржева, Л.Виноградовой). Музей (дворец конца XVIII века, архитектор И.Е. Старов) восстанавливали в 1960–70-х гг. после разрушения его фашистами по инициативе горожан и на собранные ими средства. Подсознательно и реставрация парка видится местному населению как «всенародная стройка». В последний год внимание к болотовскому парку возросло, проблемы его реставрации неоднократно поднимались на научно-практических конференциях и в СМИ. Предлагались различные варианты превращения парка в презентабельную зону отдыха и туризма. Но они ничего общего не имели с воссозданием усадебной культуры. Музей, имея штат рабочих по благоустройству, способен обеспечивать чистоту и порядок. Но богородицкое поколение «нулевых» воспринимает парковую зону как свободное, а значит, неконтролируемое и вседозволенное пространство. Отчасти это происходит от того, что нет явных примет парка: освещения, скамеек и диванчиков, газонов, цветников, урн и малых архитектурных форм, а отчасти - потому что нет широкой пропаганды исторического прошлого данного культурного объекта. Таким образом, у музейного парка самый главный конкурент - это тот же парк, но в вечернее время. Конечно, парку приходится конкурировать с пивными палатками (их летом в окрестностях парка открывается до шести точек) и дачными участками. Итогом работ в рамках программы станет восстановленный руками подростков, а также всеми желающими уголок парка, который можно будет считать началом возрождения «чуда здешнего края» - одного из первых русских пейзажных парков. Ресурсы, задействованные в проекте 1. Исторический и природный объект «Парк им. А.Т. Болотова» - креативное пространство. 2. Материально-техническая база музея: наличие садовых инструментов (грабли, лопаты) и посадочного материала. 3. Отдел «Богородицкий парк» имеет специалистов по озеленению (3 человека), которые могут оказать практическую и консультативную помощь в работе, а также стать «личным примером». 4. Музей имеет научно-вспомогательный фонд, содержащий материалы изучения наследия А.Т. Болотова (журнал «Экономический магазин», научные статьи с описанием ландшафтных работ, копии с акварелей А.Т. Болотова). 5. Научные сотрудники культурно-образовательного отдела (6 человек) музея обладают опытом проведения театрализованных экскурсий, разработки образовательных программ для учащихся школ, организации массовых мероприятий в парке. 6. Имя Болотова Андрея Тимофеевича, его творческое наследие – обладает мощной притягательной силой, заставляя многочисленных туристов посещать богородицкий дворец-музей, а в будущем и парк. Критерии оценки эффективности реализации проекта 1. Возникновение волонтерского движения по возрождению болотовского парка. 2. Положительные отзывы участников программы. 3. Увеличение количества участников в процессе реализации программы. 4. Видоизменение парковой зоны. Устойчивость результатов. Перспективы развития проекта по итогам реализации. Проект призван начать работу по воссозданию декоративного оформления парка, воссоздавая усадебный дух. Это первый этап. Поскольку эта программа планируется как ежегодная, то появляется возможность не только поддержания состояния уже сделанных объектов, но и создания новых. |
|
Спасибо всем
гостям, кто пришел и приехал в этот день в парк и принял участие в его благоустройстве. |
|