Конкурс
проектов "Музеи и туризм" |
|
Музей и туризм. Как
эти понятия, к счастью, близки, как, к
сожалению, далеки! Конечно, решение вопроса о включении музея в туристические маршруты, степень востребованности его туристической сферой зависит и от качества музея. Легко рассуждать о музейном туризме, применительно, скажем, к Лондону или Праге, Риге или Каунасу: красивые, чистые города с компактными по территории историческими центрами, прекрасное сообщение и все прочие прелести европейской жизни. Там гораздо проще организовать поток туристов, обеспечив экскурсантам впечатления, а музеям - прибыль. Туристов здесь больше, чем в глубине России - да странно было бы, когда бы наоборот. В нашей стране лидерами в сфере музейного туризма являются две столицы. Можно еще назвать несколько городов с крупными музейными комплексами - типа Владимиро-Суздальского, Ярославского, Новгородского. Здесь дело тоже более или менее поставлено, и уже не первый год туризм является источником постоянной прибыли. Но список таких центров невелик. А что же десятки и сотни малых музеев, разбросанных по бескрайним просторам российской провинции, обитающих в крестьянских избах, купеческих особняках, дворянских усадьбах, храмах, иногда - просто под открытым небом? Эти сокровищницы, хранящие бесценные редкости, широко известны разве что местным школьникам, покорным жертвам принудительного просвещения. Достойны же они, и это скажет любой музейщик, безусловно, большего. Где как не в сердце России живет (все еще живет) русская душа? Ласковый свет ее озаряет пространство, в котором судьба собрала вологодскую прялку, елецкое кружево, тульский самовар. И в какой бы они музейной оранжировке не оказались - свет этот ясен и чист. И он должен быть доступен тем, кто ищет этого света. Другими словами: сокровища нужно показывать. Потенциально любой, даже небольшой, российский музей при правильной постановке дела - беспроигрышный объект туристского показа. Но сотни музеев, владея сокровищами, влачат жалкое существование. Пора менять ситуацию. Как? Один, и, пожалуй, самый привлекательный из ответов на этот вопрос - включение их в сферу культурного туризма. Чтобы начать дело, нужны продуманная стратегия и толчок, своего рода локомотив, который поведет поезд музейного туризма. Роль локомотива в этом нелегком, но многообещающем деле готова взять на себя Ассоциация музеев России. Именно ею разработан проект конкурса "Музей и туризм", способного сыграть роль пресловутого первого толчка. Участие в нем музеев, открывает перед ними реальные перспективы. Так что есть над чем подумать, и надо пробовать, надо начинать работать по - новому.
|
|
Конкурс
проектов "Музеи и туризм" |